Музыка
Всё преходяще. А музыка вечна!
Бардовская или авторская песня возникла в середине ХХ века в разных странах вместе с появлением звукозаписывающей аппаратуры, позволяющей записывать и воспроизводить звукозапись, совмещая в одном лице автора текста, музыки, исполнителя и гитарного сопровождения. Её особенностью является приоритет текста перед музыкой, смысла над текстом. В Советском Союзе, где ещё недавно за нечаянно оброненное слово люди получали срок, появившаяся свобода слова, поиск смысла существования, обрели культовое значение. И поэты, вопреки идеологии, утверждавшей, что каждый советский человек есть маленький винтик большой машины — государства, напомнившие человеку, что он прежде всего человек, поэты сеющие чистое, доброе, вечное, стали собирать стадионы. А из каждого окна зазвучали магнитофонные записи песен Окуджавы, Визбора, Высоцкого.
Булат Шалвович Окуджава немного грузин, немного армянин, немного еврей, короче советский человек, русский интеллигент, Чехов с гитарой, он стал выдающимся творцом этого жанра, внёсшим огромный вклад в русскую культуру. В девятнадцать лет вернувшийся с войны, а в окопах трусы и атеисты долго не живут, он создал замечательный цикл песен о войне. Впервые, в своей «Молитве» вслух произнёсший, вопреки атеистической идеологии, слова: «Господи — твоя власть!»
Его мягкий, проникающий в душу голос, его песни полные смысла и содержания, оказали влияние на целое поколение «шестидесятников». Любимы в наше время и, надеюсь, будут любимы в будущем.
Владимир Семёнович Высоцкий, подобно урагану ворвавшийся в медийное пространство, никогда не относил себя к бардовской музыке. Он был один такой по объёму творчества, по охвату тем, по смелости и независимости. Свой среди чужих, чужой среди своих. И верил только в себя, только в свой талант, в своё предназначение. Рвался из сил, из всех сухожилий.
Но, как всегда в русской истории: «Народ безмолвствовал». И в культуре: «Те, кто жив, затаились на том берегу. Что смогу я один? Ничего не смогу!»
Он, свою жизнь и бычье здоровье отдавший творчеству, выдающийся артист, певец, презираемый министерством культуры за гражданскую позицию, а вернее за демонстративное её отсутствие, как её понимало министерство, был свободен от его опеки. И это презрение было обоюдным и носило экономический характер. Что взять министерству, стригущему купоны с артистов, с одинокого барда у которого весь оркестр — гитара за спиной. Который популярен, организовывает гастроли сам и, работая на износ, все купоны оставляет себе. И, работая на износ, он пел, любил, творил и знал: мне будет спеть, что перед богом!
На площадях безумная девица кричала: вижу Трою падшей в прах! Но ясновидцев, как и очевидцев, во все века сжигали люди на кострах!
Сгорел певец, сгорел провидец, аккорд взяв лопнувшей струной. Не равнодушный очевидец, не постоявший за ценой!
Кому дан большой талант, тот всегда и во всём нерасчётливо талантлив.
Кем только не был этот одарённый человек. Он преподавал в школе русский язык, литературу, историю, географию, биологию и физкультуру. Потом Юрий Визбор решил заняться журналистикой и в качестве корреспондента Всесоюзного радио исколесил всю страну. Он был одним из тех, кто создал радиостанцию «Юность» и музыкальный журнал «Кругозор». Занимался альпинизмом, участвовал в экспедициях на Кавказ, Памир и Тянь-Шань, был инструктором по горнолыжному спорту. И везде рисовал пейзажи гуашью. Написал несколько пьес и снялся в художественных картинах.
Искусно владея гитарой, был поэтом, бардом. Всегда и во всём он был трудолюбив, искренен и честен, и ему верил слушатель. За свой насыщенный короткий век, 50 лет, он дал своему поколению свыше трёхсот песен, свой узнаваемый голос, свой жанр.
Каждый выбирает для себя женщину, религию, дорогу. Дьяволу служить или пророку, каждый выбирает для себя!
Свыше 400 песен на прекрасные стихи Булата Окуджавы, Юнны Мориц, Юрия Левитанского и других поэтов положили на музыку и прекрасно спели Татьяна и Сергей Никитины. Они всегда востребованы, потому что всегда несли и несут добро и предлагают выбор.
Если человек талантлив, то он талантлив во всём!
Александр Городницкий, профессор, академик РАН. Член союза писателей СССР с 1972 г. Лауреат, дипломант, председатель жюри многочисленных фестивалей авторской песни. Более 20 раз ходил в рейсы на научно-исследовательских судах — посетил Канаду, Австралию, Антарктиду, Гибралтар, самые дальние окраины российского Севера: был везде. В свои 85 лет поэт, бард, мэтр авторской песни и академик заведует лабораторией в Институте океанологии. Здоровья и долгих лет Вам Александр Моисеевич! И пусть паруса «Крузенштерна» шумят над твоей головой.
«Неинтересных эпох не бывает. И то, чем жило мое потерянное поколение, то, во что мы верили, чем мучились, о чем мечтали, тоже может показаться кому-нибудь интересным». И он расскажет нам как «На материк! На материк идёт последний караван!» Про жену французского посла, которую он видел в бинокль с судна стоявшего на рейде Дакара. И мы обязаны ему, что ещё, несмотря ни на что, «Атланты держат небо» российской государственности. «Император играет на скрипке» о Горбачёве восемнадцатого века, Петре III, искренне верившему, что он сможет сделать Россию цивилизованным государством, уступив «цивилизованной Европе», часть завоёванных территорий. Чего ему не простили ни гвардия, ни жена.
Кстати о «потерянном поколении» шестидесятников, ставшем романтиками, которое под песни бардов и, в частности Городницкого, «За белым металлом за синим углём, за синим углём, не за длинным рублём» строило и построило великую страну. Которую они не смогли сделать ни такой, какой они хотели бы её видеть, ни хотя бы сохранить, из-за противодействия и предательства государственных чиновников.
После школы Жанна поступила в эстрадно-цирковое училище, где учились Хазанов и Пугачева. Однако дружеских отношений с ними у Бичевской не было. Когда песни Бичевской и Пугачевой возглавили хит-парады и пластинки раскупали миллионными тиражами, примадонна спросила: «Жанна, что же ты в наших тусовках не участвуешь?». И получила в ответ: «Мы с тобой из разных профсоюзов».
Еще в студенческие годы она начала собирать и записывать русские народные песни, объезжая подмосковные деревни, называя свой стиль «русский кантри-фолк».
К Окуджаве певица относится трепетно, называя его своим эстрадным крестным отцом. В её репертуаре была композиция «Купола», подаренная ей Владимиром Высоцким. От исполнения других своих произведений он попросил её отказаться: ты молода и неприятности тебе никчему. Когда Владимира Семеновича не стало, певица записала песню-посвящение «О Володе Высоцком».
После распада Советского Союза в репертуаре Жанны произошли серьезные изменения: фольклорные мотивы уступили место белогвардейской тематике. В этот период певица гастролировала с композициями «По Дону гуляет казак молодой» и «Все теперь против нас». Что вызвало протест со стороны американского посольства, а в стену кухни её дома врезался противотанковый снаряд.
После встречи с будущим мужем, тематика песен исполнительницы несколько поменялась. Вместе с патриотическими композициями появились православные религиозные гимны. В 1997 году Бичевская разместила на своем официальном сайте разрешение патриарха Алексия II на выпуск альбомов духовного содержания.
Свое творческое кредо певица сформулировала так: «Я пою для всех, кто меня слушает. Ведь, по Святому Писанию, талант обязательно должен быть возвращен с прибылью. Что это за прибыль? Да очень просто: надо сделать так, чтобы как можно больше людей увидели красоту».
Конфликт между коллективизмом и индивидуализмом существовал всегда, как водораздел между жизнеутверждающим «И друзей соберу, на любовь своё сердце настрою, а иначе зачем на Земле этой вечной живу?» Булата Окуджавы. И отчаянным воплем В. Высоцкого: «Что один я смогу? Ничего не смогу!»
Человек — это индивидуум. Он рождается сам и умирает сам, в промежутке между этими датами выбирая свою судьбу. И придти из индивидуализма к коллективизму, как к вере, как к богу, он может только путём зрелых рассуждений. А у кого не хватает тяму, тот навсегда остаётся индивидуалистом. Требуется усилие, чтобы пройти через водораздел между индивидуализмом и коллективизмом, что в обществе потребления становится трудно.
Б. Окуджава, Ю. Визбор, А. Городницкий и др. были членами партии коммунистов и, следовательно, исповедывали коллективизм. Романтики, они, подобно священникам, поднимали «маленьких винтиков» с колен, вселяли в них уверенность в себе, любовь и уважение к ближнему, сеяли добро, добродетели, славили созидание.
Но были ли коллективистами и созидателями руководители партии, чиновники, которые ими руководили, их направляли, учили уму-разуму? Слуги народа, сделавшие народ своим слугой?
Маршалл Н. Огарков, руководитель Генштаба, категорически возражал против ввода советских войск в Афганистан, требовал сокращения и модернизации армии. Но его убрали из Генштаба, чтобы не тревожил зря больших людей.
А. Н. Косыгин провёл эксперимент, по которому Щёкинскому химкомбинату была предоставлена экономическая свобода, которая привела к сокращению кадров, увеличению выпуска и качества продукции, повышению заработной платы. Но Брежнев и иже с ним испугались огромной работы по модернизации промышленности, необходимости строить новые заводы, создавать новые рабочие места, решать проблемы безработицы, вытекающие из широкого предоставления свободы предприятиям, повышения их конкурентности и эффективности. Китай не испугался косыгинских реформ. Теперь он ведущая экономика мира. А С. Шойгу, в условиях острого дефицита финансов, приходиться модернизировать армию.
Карьеристы и выдвиженцы они не были ни коллективистами, ни коммунистами. У них, как и у чиновников современной России, не хватало тяму. Они остались индивидуалистами, которые решили, что «На наш век хватит». Стали творцами Застоя и грядущей катастрофы. И я боюсь, что и современные чиновники, слуги народа, того же пошиба.
И только поэтому Александр Моисеевич с болью говорит о «потерянном поколении» благодаря труду которого была создана инфраструктура страны, которой до сих пор пользуются все республики бывшего СССР.
Олег Митяев последний всплеск той великой бардовской эпохи. Его хит «Как здорово, что все мы здесь сегодня собрались» достойно стал гимном бардовского движения. Но, как и положено в индивидуалистическом обществе, в обществе потребления, героем, сюжетом и содержанием бардовских песен становится маленький человек, маленькая страсть, маленькая жизнь.
Любовь Захарченко — помощник прокурора, преподаватель права в университете, поэт, бард, «Высоцкий в юбке». Талант психоаналитика позволил ей увидеть только небольшую часть симптомов таинственного диагноза загадочной русской души. Но, на мой взгляд, этого вполне достаточно, чтобы потянуть на «Марш русской интеллигенции».
Вершит народ дела свои — пройдохи ищут славы,
Пророки врут, поэты пьют, богатство копит знать.
Стоит над миром год змеи, все злобны, как удавы,
И каждый хочет сам в угоду году гадом стать.
А я в портовом кабаке сижу, и губы в табаке,
И две монеты в кулаке, а в голове шансон.
И неважно поэты пьют, пророки лгут или пророки пьют поэты лгут, в разобщенном индивидуалистическом обществе потребления, где нет ни идеологической, ни религиозной скрепы:
Пройдет над миром год змеи, начнется год собаки, И снова цепь, и снова лай, и войны и грызня.
Итак по кругу, где вечным будет шансон, и только шансон — песня маленького одинокого человека, прерываемая иногда воплем Владимира Семёновича: «Что смогу я один? Ничего не смогу!»
Эстрада