Год четвёртый
Четвёртый год жизни.
Физическое развитие ребенка.
В плане физического развития здоровый четырёхлетний ребенок должен уметь следующее:
- уверенно ходить и достаточно уверенно бегать, при ходьбе ребенок уже не падает, но при беге он иногда ещё может падать, впрочем падения случаются всё реже; четырёхлетний ребёнок может играть в такую подвижную игру, как «догонялки», хотя, конечно, старшему ребёнку (тем более взрослому человеку) догнать его не трудно;
- оглядываться на бегу; бегать не только по прямой, но и совершать броски в одну и в другую стороны; играя в «догонялки, четырехлетний малыш может уже уворачиваться от партнёра по игре, но делать обманных бросков он ещё не может;
- довольно не плохо владеть собственным телом; хотя следует сказать, что чувство равновесия у четырёхлетнего ребенка оставляет желать лучшего; это становится сразу заметно, если возникает необходимость пройти ребенку по узкому мостику или по узенькой скамейке, по ветке дерева; чувство равновесия у малыша следует активно совершенствовать — положить веревочку на асфальте, и пусть ребенок по ней ходит; положить на землю ровное брёвнышко, и пускай малыш тренируется в ходьбе по нему (в первое время ребенка нужно поддерживать за руку);
- малыш может пробежать достаточно значительное расстояние; в не очень быстром темпе — 120-150 метров; но без особой необходимости такие пробежки делать ребенку не рекомендуется, поскольку они являются немалой нагрузкой на сердце;
- ребенок довольно уверенно прыгает; он легко совершает прыжки вперёд, несколько труднее ему даются прыжки назад; малыш вполне может перепрыгнуть через тот или иной невысокий предмет; также он может прыгать по лестнице, придерживаясь рукой за перила, — он может запрыгнуть на ступеньку или спрыгнуть с неё; если у ребенка на пути возникает небольшая канава, он может через неё перепрыгнуть; однако прыгать через скакалку ребенок этого возраста ещё не может; • малыш чувствует себя уверенно на шведской стенке; он может лазать по ней и вверх и вниз; любит расачиваться на канате (сидя на узле), любит крутиться на канате; но ребенок этого возраста ещё не может подниматься по канату, так как у него ещё недостаточно сильные руки;
- очень любит кувыркаться; он кувыркается и дома — на ковре, на широкой кровати или на диване; кувыркается он и на улице — когда играет на мягкой траве;
- у четырёхлетнего ребенка уже достаточно ловкие пальчики; он уверенно (под присмотром мамы) может играть с мелкими предметами, однако, если мама попросит его помочь вдеть нитку в иголку, ребенок не сможет справиться с этой задачей, он не сможет даже «насадить» иголку на нитку; здесь дело не столько в недостадочном развитии мелкой моторики руки, сколько в отсутствии умения составлять верный алгоритм сложного действия.
Мама, причитав эти строки, быть может, отметит, что её малыш ещё не овладел какими-либо из описанных навыков. Значит, она должна поработать со своим ребенком и научить его тому, чего он ещё не умеет.
В том же случае, когда ребенок в физическом развитии от своих ровестников явно отстаёт, маме следует обратиться за советом к участковому детскому врачу. Врач, внимательно осмотрев малыша, поговорив с мамой, обнаружит причину отставания и даст необходимые рекомендации по уходу, по питанию и т.д.
Оценить уровень развития физических качеств вашего ребенка можно по нормативам которые мы установили для участников городских комплексных соревнований «Старты надежд» (детское многоборье ГТО):
Внимание! Нормативы установлены путём обработки результатов показанных участниками соревнований за всё время существования последних (27 лет) — принят средне-статистический результат по каждому из видов спорта включенных в программу соревнований.
Дети 4-5 лет
Вид спорта, упражнение Дистанция Норматив
Мальчики Девочки
Коньки 18м 8 сек 8,5сек
Лыжи 60м 55сек 1мин 05 сек
Велосипед 60м 17сек 20сек
Бег на короткую дистанцию 30м 9,5сек 9,6сек
Самокат 30м 11сек 12сек
Прыжок в длину с места — 100см 90см
Метание теннисного мяча — 6,5м 5м
Кросс 150м 45сек 50сек
Наклоны туловища вперед из
положения сидя ноги на ширине плеч
(отсчет от линии пяток) - + 11см + 11см
Вис на перекладине — 8 сек 6 сек
Плавание 12,5м 30сек 34сек
Подробная таблица оценки результатов детей в возрасте от 3-х до 11- ти лет в соревнованиях «Старты Надежд» приведена в Приложении 2.
Психическое развитие ребенка.
Зная нормы психического развития малыша в возрасте четырёх лет, мама может оценить соответствие его развития нормальному самостоятельно. Для ребенка этого возраста характерно следующее:
- он обладает хорошей памятью; довольно быстро запоминает стихи — причём стихи достаточно большие; с удовольствием эти стихи декламирует; не испытывает особенного стеснения, когда эти стихи слушают малознакомые люди;
- малыш постоянно обнаруживает стремление походить на взрослого человека; основные объекты для подражания — мама и папа, бабушка и дедушка, однако, ребенок вполне может подражать и незнакомым людям, которых он увидел на улице, по телевизору или которые пришли в дом как гости; стремление подражать делает ребенка этого возраста очень восприимчивым к воспитанию; многие игры ребенка (например, все ролевые игры) построены на подражании взрослым;
- хорошо понимает смысл очень многих слов; быстро растёт словарный запас ребенка; если какие-то новые слова неизвестны малышу, он не стесняется спрашивать об их значении; ребенок хорошо понимает тонкости интонации, например, чувствует разницу между весёлым и ироничным тоном; малыш чувствует недовольный тон в интонации мамы, гувствует грубость, обиду, одобрение, осуждение и т.п;
- ребенок легко отличает единственное число от множественного, не путает мужской род с женским; правильно понимая число и род, ребенок правильно данными понятиями пользуется; однако, он может быть не в ладах с определениями времени: так, малыш о «завтра» может сказать, как о «вчера», ужин может назвать завтраком и наоборот; ребенок не видит разницы в выражениях «под гору» и «в гору»;
- без особых затруднений ребенок может разделить множество предметов на группы по тому или иному определённому признаку: например, ряд предметов «тарелка, молоток, чашка, отвёртка, ложка» он легко раздетит на два ряда: «тарелка, чашка, ложка» и «молоток, отвёртка», но это относится только к предметам, зримым вещам; если предложить ребенку сделать тоже самое на словах, он будет испытывать затруднения; не сможет он найти и обобщающие слова, чтобы назвать ряды: «посуда» и «инструменты»;
- умея неплохо играть в одиночестве, ребенок всё-таки предпочитает играть в компании и ищет компанию для игры; понимает, что все дети разные; понимает, что с каким-то ребенком ему играть интереснее, чем с другими, и поэтому уже способен заводить приятельские и дружеские отношения; играя с другим малышом, ценит совместную игру, готов уступить в конфликтной ситуации, готов отнестись к себе критически;
- ребенок этого возраста часто проявляет готовность помочь маме и папе в каком-либо деле; охотно выполняет данные ему простые поручения — по дому, по хозяйству; выполняя поручение, не скрывает гордости — «справился!».
- ребенок любит рисовать; довольно быстро меняется характер его рисунков; раньше рисование ребенка строилось исключительно на подражании движениям рисующего взрослого человека — то есть ребенок просто бездумно чёркал карандашом по бумаге; в рисунках четырёхлетнего малыша уже можно угадать тот или иной смысл; если мама методично занимается с ребенком рисованием, то он в возрасте четырёх лет способен нарисовать круг (понятно, что этот круг нельзя будет назвать идеальным); по силам ребенку нарисовать и другие геометрические фигуры — квадрат, прямоугольник, треугольник, ромб; четырехлетний малыш способен достаточно аккуратно обводить предметы карандашом — например, стакан или спичечный коробок, может справиться с трафаретными фигурами; однако, ребенок ещё не способен нарисовать человечка, какое-либо животное, домик.
Сравнивая уровень психического развития своего малыша с уровнем психического развития среднестатистического ребенка, мама не должна забывать об индивидуальных особенностях психики. Если она видит, что какому-то из вышеприведённых пунктов развитие её малыша не соответствует, она не должна по этому поводу особенно тревожиться; причина несоответствия может быть в индивидуальности малыша. Попробуйте восполнить данное отставание дополнительными занятиями с ребенком!
Но если ни в одном пункте мама своего ребенка не увидела, она конечно же, имеет основания для встречи с детским психологом или детским психоневрологом. Осмотрев ребенка, побеседовав с ним, специалист даст советы, возможно, запишет малыша в группу для дополнительных занятий.
Учимся кататься на лыжах.
Понятно, что поначалу кататься маме и папе придётся по очереди: ктото один должен быть занят с малышом, которому ещё не скоро будут по силам быстрые пробежки и дальние переходы по лыжне. Но в целом дело это более приятное, чем просто топтаться на детской площадке, так что дерзайте.
Вот что советует Тамара Раменская, профессор Российской государственной академии физической культуры. (Кстати, все рекомендации, которые даёт Тамара Ивановна, неоднократно проверены ею при воспитании своих детей и внуков).
Для первых занятий найдите ровную площадку недалеко от дома, желательно — защищённую от ветра. Подходящая погода — от -1˚ до -10˚С. При выборе или прокладке лыжни учитывайте направление ветра — он должен быть по ходу и дуть ребенку в спину. В привычных для ребенка ходьбе или беге нет скольжения — основного движения лыжника. Поэтому начинайте с ходьбы на лыжах — можно без палок (обычно они не помогают держать равновесие, а только путаются под ногами), можно за руку. Не обращайте внимания на выпрямленное при движении туловище — пусть всё будет, как в привычной ребенку ходьбе, только с лыжами на ногах.
Вот упражнения, которые помогут малышу привыкнуть к лыжам (постарайтесь облечь их в игровую форму): - приседать, стоя на двух лыжах;
- прыгать на месте с ноги на ногу или на двух лыжах;
- «аист» — поднять согнутую в колене ногу, удерживая лыжу горизонтально;
- «рисуем забор» — приставные шаги на лыжах в сторону;
- «рисуем веер, снежинку» — поворот переступанием на месте вокруг пяток, а затем вокруг носков лыж, на 90˚ и на 360˚.
Следующее движение, которое предстоит освоить малышу, — ступающий шаг, без скольжения. Ребенок всё делает правильно, если: - руки и ноги движутся, как в обычной ходьбе (вперёд идут левая нога и правая рука и т.п.);
- при каждом шаге вес тела переносится с одной ноги на другую;
- туловище наклонено вперёд больше, чем при обычной ходьбе. Учитесь ходить по накатанной лыжне, по целине с неглубоким снегом, затем осваивайте движения зигзагом, обходя кусты, деревья, скамейки и т.п.
Когда ребенок научится двигаться, не скрещивая лыжи, размашисто и скоординированно двигая руками и ногами, можно приступать к освоению скользящего шага. Для этого выберите проложенную под небольшой уклон хорошо накатанную лыжню. Покажите малышу, как на лыжах можно двигаться быстрее — не шагать, а толкаться и скользить. Из стойки лыжника (ноги слегка согнуты в коленях, туловище чуть наклонено вперёд, руки опущены) делают энергичный шаг вперёд и немного скользят на одной ноге, затем шагают и скользят на другой ноге и т.д. Можно и по-другому: разбежаться ступающим шагом и, набрав скорость, перейти на скользящие шаги по лыжне. Обращайте внимание на полный перенос тела с одной ноги на другую во время скольжения.
Вот упражнения которые позволят попрактиковаться в скольжении: - разбежаться и скользить на одной лыже до полной остановки, другую слегка приподнять над лыжнёй;
- «лыжный самокат» — скользить на одной лыже, отталкиваясь другой;
- скользящие шаги, заложив руки за спину;
- скользящие шаги с поочерёдным отталкиванием палками.
Освоив эти простейшие движения, ребенок уже сможет составить вам компанию на лыжной прогулке. А со временем он сам обнаружит, что можно кататься и другими способами. Происходит это обычно при наблюдении за техникой катания других лыжников. Единственное, чему вы должны ещё научить малыша, это подъёму лесенкой и торможению плугом на спуске.
Экипировка.
Сейчас продаются очень неплохие полужёсткие крепления уже в комплекте с маленькими пластиковыми лыжами по весьма демократичной цене. Подойдут и ваши собственные детские деревянные лыжи, заботливо сохранённые дедушкой. Главное в креплениях — чтобы с ними было удобно обращаться. Слабое место полужёстких креплений — пяточный ремень: он не должен сваливаться и призван обеспечивать прочное сцепление обуви с лыжей. Если крепления старые, внимательно их проверьте — резина за это время могла выйти из строя, и её придётся заменить. Лыжные ботинки самым маленьким не нужны — пусть ребенок пока катается в той зимней обуви, в которой ему удобно.
Длина лыж должна быть чуть больше (примерно на 10см), а длина палок чуть меньше (на 10-15см) роста ребенка-дошкольника. Чем меньше вес ребенка, тем меньше и прогиб (жесткость) лыж — расстояние между лыжами, соединёнными скользящими поверхностями, в средней, утолщённой части. Главное для палок — чтобы они были лёгкими, имели петли для кистей рук и кольца упора.
Верхняя одежда (лучше куртка и брюки по отдельности) должна быть из ветроводонепроницаемой ткани: падения будут частыми, а детям нравится лишний раз поваляться в снегу.
Ребенок уже может заниматься спортом.
Некоторых родителей очень интересует вопрос: с какого возраста ребенку можно заниматься спортом? И они задают этот вопрос педиатру.
Отвечаем: приобщаться к спорту ребенок может после того, как ему исполниться четыре года.
Первые же несколько лет жизни он может (не без участия мамы или папы) ежедневно выполнять комплексы физических упражнений — тоесть заниматься физкультурой. Ваша задача привить у ребенка интерес к регулярным занятиям физкультурой, выработать систему активного стиля жизни — и для ребенка, и для себя. На этом этапе обратите особое внимание на развитие у ребенка таких качеств как координация и гибкость.
Очень часто когда врачи задают родителям вопрос: «А для чего вам надо, чтобы ребенок стал спортсменом?», слышим в ответ: да вот у мамы в своё время не получилось с фигурным катанием … или у папы с плаванием … то ли сил не хватило, то ли родители перестали водить, теперь уже не вспомнить … так ребенок-то точно унаследовал родительские таланты, и мы их разовьём! Тут можно получить продолжение, точную копию родительской истории: ребенок проявит интерес умеренный, а у мамы горят глаза, и ребенок соглашается, а потом интерес гаснет и остаётся только сожаление о портраченном времени и деньгах и ощущение «опять ничего не вышло». Другое дело, если глаза горят у самого ребенка, если он твердит, что хочет быть как та девочка в купальнике или как мальчик с клюшкой, если он напирает не только на внешнюю атрибутику, а действительно интересуется предметом, да ещё в детский сад тренер приходил и отобрал его в число перспективных.С такого детского интереса действительно может начаться путь в чемпионы. Такая точка зрения превалирует в большинстве изданий посвященных вопросам воспитания детей.
У меня несколько иной взгляд, — очень много ребят прежде чем выбрать «свой» вид спорта «пробуют» свои силы в самых разных секциях и спортивных школах и первый выбор не всегда остаётся единственным и последним. Поэтому, если в выборе вида спортивных занятий ваш ребенок проявляет пассивность, ничего страшного, ведите его за руку в ту или иную секцию, главное чтобы у ребенка не было противопоказаний к занятиям этим видом спорта, что бы физические возможности отвечали выбранному виду спорта и что бы тренер являлся для вашего ребенка тем человеком с которым ему было интересно общаться.
Однако родители должны знать, что четырехлетний ребенок может заниматься не любым видом спорта. Например, виды спорта, сопряжённые со значительными физическими нагрузками, малышу не подходят. Это связано с несовершенством функционирования некоторых органов и систем — в частности, сердечнососудистой, дыхательной, системы органов кроветворения. Здесь можно рекомендовать для ребенка данного возраста занятия такими видами спорта, как плавание, гимнастика, акробатика, ходьба на лыжах, фигурное катание, велосипедный спорт, спортивные танцы. В совокупности с физкультурой систематические занятия тем или иным видом спорта весьма эффективно укрепляют организм малыша, благоприятно отражаются на функционировании практически всех органов и систем, являются действенным закаливающим фактором. Организм ребенка, регулярно занимающегося спортом, оздоравливается.
Практика показывает, что если болезненный ребенок начинает под руководством опытного тренера занятия спортом и если занятия эти постепенно становятся регулярными, организм ребенка крепнет и закаливается, активизируется его иммунная система, и малыш забывает о болезнях.
Говоря о физических возможностях, нельзя обойти вниманием состояние здоровья ребенка. В любой спортивной школе при приёме всегда требуют справку о состоянии здоровья и о возможностях занятия конкретным видом спорта. Врач давая справку должен ознакомиться и с записями которые вы делали и в настоящем журнале здоровья — отражающем процесс развития вашего малыша и проблемные моменты, которые следует учитывать при выработке заключения и рекомендаций. Призываю, не ограничиваться получением справки установленной формы, а подойти к этому шагу с полной ответственностью и пройти комплексное углублённое обследование у всех необходимых специалистов, иначе у ребенка рано или поздно могут начаться серьёзные проблемы с самочувствием, а иногда и здоровьем. Дело в том, что спортивные школы на данный момент не имеют возможности проводить углубленную диагностику состояния здоровья ребенка и как следствие выявлять различные паталогии в работе отдельных органов и систем.
Результат, — вместо здоровья мы можем в результате чрезмерных нагрузок заработать различные функциональные нарушения. Учитывая, что количество «больных» детей с каждым годом всё возрастает, будьте готовы, что по результатам обследования вашему ребенку запретят заниматься спортом, — это не ужасный приговор, остается физкультура. Я всю жизнь занимался физкультурой имея кучу болячек, — начиная от порванных ахил, травм позвоночника, заканчивая болезнями печени и сердца.
Наиболее строгие требования к состоянию здоровья предъявляются при занятии боксом, борьбой, тяжелой атлетикой, поднятием тяжестей, прыжками на лыжах с трамплина, лыжным двоеборьем, прыжками в высоту, длину и с шестом, хокеем, регби. Если у вас есть сомнения относительно других видов спорта, проконсультируйтесь с врачом, лучше со спортивным, хорошо знакомым с нагрузками, которые предстоит испытать юному спортсмену.
Некоторые родители отдают ребенка в спорт ради того, чтобы улучшить его здоровье. Это правильно, к тому же известны случаи, когда ребенок занимался с оздоровительной целью, а потом становился известным спортсменом. Но при этом следует иметь в виду, что каждый отдельно взятый вид спорта не является панацеей, то есть лекарством от всего. Например, конный спорт лечит болезни опорно-двигательного аппарата и помогает решить проблемы с психикой. Циклические виды спорта — плавание, велосипед, гребля, лыжные гонки — улучшают работу сердца и лёгких. Плавание закаляет организм. Сложнокоординационные виды спорта и восточные единоборства улучшают координацию движений, развивают гибкость.
Итак, с четырехлетнего возраста, — начинаем активно заниматься физкультурой или спортом: в секции при ДЮСШ или вместе с папой или мамой. Главное, занятия должны быть регулярными и интересными для ребенка. С этого момента мы предлагаем родителям совместно с ребенком вести дневник его тренировок (занятий физкультурой и спортом): до десятилетнего возраста дневник ведет семья, а далее надо ребенка приучать делать записи самостоятельно.
Эти записи важны для вас и вашего ребенка — они дисциплинируют; для тренера или учителя физкультуры — они дают возможность оценить уровень физической активности ребенка, структуру нагрузок, а также опрелить динамику достижений подопечного, в том числе и с целью «объективного» установления оценок по школьному предмету физкультура; для врачей — это дополнительная информация для выработки тех или иных рекомендаций связанных с вопросами состояния здоровья юного пациента.
114
Твоя спортивная жизнь в 4 года.
январь
31
февраль
31
март
31
апрель
31
май
31
июнь
31
30
30
30
30
30
30
29
29
29
29
29
29
28
28
28
28
28
28
27
27
27
27
27
27
26
26
26
26
26
26
25
25
25
25
25
25
24
24
24
24
24
24
23
23
23
23
23
23
22
22
22
22
22
22
21
21
21
21
21
21
20
20
20
20
20
20
19
19
19
19
19
19
18
18
18
18
18
18
17
17
17
17
17
17
16
16
16
16
16
16
15
15
15
15
15
15
14
14
14
14
14
14
13
13
13
13
13
13
12
12
12
12
12
12
11
11
11
11
11
11
10
10
10
10
10
10
9
9
9
9
9
9
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
7
6
6
6
6
6
6
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
115
Твоя спортивная жизнь в 4 года.
июль
31
Август
31
Сентябрь
31
Октябрь
31
Ноябрь
31
Декабрь
31
30
30
30
30
30
30
29
29
29
29
29
29
28
28
28
28
28
28
27
27
27
27
27
27
26
26
26
26
26
26
25
25
25
25
25
25
24
24
24
24
24
24
23
23
23
23
23
23
22
22
22
22
22
22
21
21
21
21
21
21
20
20
20
20
20
20
19
19
19
19
19
19
18
18
18
18
18
18
17
17
17
17
17
17
16
16
16
16
16
16
15
15
15
15
15
15
14
14
14
14
14
14
13
13
13
13
13
13
12
12
12
12
12
12
11
11
11
11
11
11
10
10
10
10
10
10
9
9
9
9
9
9
8
8
8
8
8
8
7
7
7
7
7
7
6
6
6
6
6
6
5
5
5
5
5
5
4
4
4
4
4
4
3
3
3
3
3
3
2
2
2
2
2
2
1
1
1
1
1
1
116
Условные обозначения используемые при заполнении таблицы:
- Вид тренировки: З — зарядка; Б — бег; Л — лыжи; Е — единоборства (борьба, бокс, рукопашный бой и т.д); П — плавание; В — велосипед; Г — гимнастика (спортивная, художественная, акробатика); Ш — штанга, атлетизм; А — аэробика; И — игровые виды спорта (баскетбол, волейбол, теннис и т.д); С — занятия на секции (любой вид спорта); У — участие в соревнованиях.
- Время занятий: 1 — 10 минут; 2 — 20 минут; 3 — 30 минут; 4 — 40 минут и т.д.
Примеры записей в клетках дневника: 3/2 — зарядка 20 минут; С/6 — занятие на секции 60 минут.
Очень важно следить за тем как наш ребенок физически развивается, а для этого желательно каждый год участвуя в соревнованиях или самостоятельно проходить определённые тесты — это позволит определять слабые стороны ребенка над которыми следует поработать при занятиях физкультурой. Зная, что все дети разные и с разным уровнем физических возможностей, не следует расстраиваться если ребенок не сможет выполнить тот или иной тест (экзамен) на уроках физкультуры в детском саду или школе.
Если у ребенка есть положительная динамика в его собственных результатах, то всё в порядке и он заслуживает только положительной оценки.
Твои спортивные достижения в 4 года.
Вид спорта, упражнение Дистанция Показанный результат
Коньки 18м
Лыжи 60м
Велосипед 60м
Бег на короткую дистанцию 30м
Самокат 30м
Прыжок в длину с места (см)
Метание теннисного мяча (м,см)
Кросс 150м
Наклоны туловища вперед из положения
сидя (см)
Вис на перекладине (сек)
Плавание 12,5м
117
Подробная таблица оценки результатов детей в возрасте от 3-х до 11-ти
лет в соревнованиях «Старты Надежд» приведена в Приложении 2.
Отметки о вновь приобретенных ребенком навыках: _
Заметки
врача:
Характеристика развития ребенка: ___
Рекомендации
врача:
Возраст: 3 года 6 месяцев.
Рост в 3 года 6 месяцев: _ см
Норма*: мальчики — 101см, девочки — 100см
- — допустимые отклонения +/- 7 см.
Вес в 3 года 6 месяцев: _ кг
Норма*: мальчики — 15,6кг, девочки — 15,2кг - — допустимые отклонения +/- 3кг.
Возраст: 4 года.
Рост в 4 года: _ см
Норма*: мальчики — 105см, девочки — 104см - — допустимые отклонения +/- 7 см.
Вес в 4 года: _ кг
Норма*: мальчики — 17кг, девочки — 16,5кг - — допустимые отклонения +/- 3кг.
118
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст Ведущие линии
развития Показатели развития
НАВЫК
наличие
(+)отсутствие
(-)
4 года
Моторное развитие
Свободные, скоординированные
движения руками, при ходьбе не
шаркает ногами.
Бросает мяч двумя руками, отталкивает, ловит стоя не прижимая к
груди.
Прыгает в высоту и длину на 15-
20см, подскакивает на месте с отрывом ног от пола.
По сигналу может задержать дыхание.
Заводит ключом механическую
игрушку, умеет правильно держать
карандаш и проводить линии.
Любит лазать.
Умеет правильно держать карандаш и проводить горизонтальные и
вертикальные линии.
Сенсорное
развитие
Знает шесть основных цветов,
подбирает предметы по по цвету и
оттенку.
Знает и подбирает «круг», «квадрат», «треугольник»; умеет сопоставлять по длине, ширине, высоте.
Правильно ориентируется в пространстве, знает «около, «рядом»,
«за»; узнает на ощупь предметы.
Умственное
развитие
Знает «много», «мало», «один»;
считает до пяти; знает времена
года, время суток.
Задает вопросы «что?», «зачем?»,
«почему?».
Внимательно слушает, пересказывает, выделяет существенное
звено в сказке, называет сюжет
картин
Речь правильная, грамотически
оформленная.
Игровая
деятельность
Появляется сюжетно-ролевая игра
с двумя-тремя детьми.
Продолжительность игры от 10 до
40 минут.
119
4 года
Игровая
деятельность
Появляются любимые игры; любит
играть со строительным материалом.
Занимается конструированием более 10 минут, обыгрывает постройку — «гараж», «комната», «домик».
Поведение
Внимательно слушает, что говорят
взрослые, называет взрослых по
имени и отчеству.
Соблюдает элементарные правилаповедения в обществе.
Сформированы гигиенические
навыки — опрятность умывание,
мытье рук после туалета.
Навыки
Самостоятельно одевается, застегивает пуговицы, молнии, но не
зашнуровывает ботинки.
Самостоятельно ест, при этом правильно держит ложку, умеет пользоваться вилкой.
Самостоятельно умывается и вытирает руки и лицо.
Внимание! Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет
не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве
следует получить консультацию неврапотолога.
Примечание: советую не переусердствовать с частыми консультациями
у узких специалистов, последнее черевато — у ребенка могут обнаружить
отклонения в развитии, которого у него на самом деле нет.
Отметки о недомоганиях ребенка:
Числа
(период болезни) Характеристика недомогания (болезни)
120
Месяц
Неделя
Количество занятий в неделю.
Воздушные
ванны
Обтирания
Обливания
местные
Обливания
общие
Ванны
для ног
Купание в
водоёме
Солнечные
ванны
январь
1
2
3
4
февраль
1
2
3
4
март
1
2
3
4
апрель
1
2
3
4
май
1
2
3
4
июнь
1
2
3
4
121
Месяц
Неделя
Количество занятий в неделю.
Воздушные
ванны
Обтирания
Обливания
местные
Обливания
общие
Ванны
для ног
Купание в
водоёме
Солнечные
ванны
июль
1234
август
1234
сентябрь
1234
октябрь
1234
ноябрь
1234
декабрь
1234
122
Пятый год жизни.
Физическое развитие ребенка.
Всего за один год ребёнок очень прогрессирует