О демократии и добродетели
Если бы существовал народ, состоящий из богов, то он управлял бы собою демократически. Но правление столь совершенное не подходит людям. Ж.Ж. Руссо.
Среди полубогов нет места нынче богу,
Что в мир пришёл менять людскую суть.
Оплёванный слегка, распятый понемногу,
Но всё же всем судья, и всех оценит путь!
В кругу толпы лжецов в себя самовлюблённых,
В туманах лживых слов, где лгут все зеркала,
Царит, где пустота, где реют лжи знамёна,
И мелочных страстей гремят колокола!
В убогой той стране плодятся полубоги,
Никчёмностью своей и пошлостью горды,
Наивностью и разобщённостью убоги,
Но одиночеством ужаснее орды.
Пустыней лжи и одиночества гордыни,
Молясь кумирам ложным, идолам чужим,
Бредут в тоске за миражом чужой пустыни,
И сладок им Отечества лишь дым.
Явись, поэт, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей:
Кто правила игры узнали в интернете,
А правила судьбы, забыли невзначай,
Пустых, как барабан, наивных, словно дети,
Глаголом жги! Любви искусству научай!
Люди не боги! Хотя нередко мнят себя полубогами. И «демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных», как говорил Уинстон Черчилль. И нет в мире совершенства! Вот, намедни, заполыхал оплот демократии, который силой насаждал её повсеместно. Заполыхал в огне расовых и гендерных проблем страны спутавшей Свободу с Вседозволенностью. Демократия – власть народа. И в самой цитадели демократии, власть всегда принадлежит деньгам, которые манипуляторы избирательного процесса отрабатывают нужным для хозяев денег образом. Смею утверждать, что в нынешнем мире демократий нет. Перевелись. А может быть и не было.

Основные формы правления, структуры власти, – это монархия, аристократия, олигархия, демократия и охлократия – скоротечная власть толпы, рождающая тиранию. Монархия и демократия – древнейшие формы правления. Они древнее государства. Прообразом монархии является семья, а демократии – род, равноправие сородичей. Аристократия – «благородные», ведущие свой род от монархов и их окружения. Олигархия – власть не многих, «выбившихся в люди».
Монархия терпима к подданным в силу своей надсословности и ответственности за судьбы нации перед наследником. Аристократия снисходительна в силу благородства и той же ответственности. Демократия, власть народа, держится на уважении прав и достоинств гражданина. Принцип демократии – служение народу. Но в любом обществе есть социальный отстой, плебс, которому всё происходящее безразлично. Как у И. Бабеля: «Абы выпить, абы закусить, абы дать кому-нибудь по морде». Но он является той грубой силой, значение которой меняется в зависимости от рисков, с которыми сталкивается власть. В демократии только политически грамотные активные деятельные граждане, равные среди равных, имеют право голоса в решении государственных вопросов. Они решают вопросы за весь народ, и составляют меньшинство населения.
Гражданство не подарок, гражданство – ответственность! Его надо заслужить. И без поддержки и ответственности граждан – власть для демократии неподъёмная тяжесть. И над ней всегда висит кулак плебса. Неуверенная в себе, в достаточности необходимой поддержки и ответственности граждан, демократия делает ошибки, подозрительна, порой необъяснимо жестока, и недолговечна. Но опираясь на коллективный ум, трудолюбие и честность граждан, лишь при демократии народ раскрывается наиболее полно, поднимаясь до вершин познания, развития ремёсел, хозяйства, культуры. «Демократия – наихудшая форма правления, если не считать всех остальных», говорил У. Черчилль. И главное её достоинство наличие социального лифта, позволяющего достойным гражданам из социальных низов подняться в более высокие слои общества.
Охлократии, обычно скоротечные, ныне цветут и пахнут. Власть толпы, охлократия, сейчас самая распространённая форма правления в мире. Дело в том, что теперь каждая охлократия мнит себя демократией, скрывая внутри себя олигархию, — «власть немногих», которая, угождая толпе, манипулирует ею посредством предвыборных обещаний, всеобщих выборов, денежных вливаний в партии, в продажную прессу и наёмных демагогов, включённых в хорошо отработанные выборные технологии. Покупая голоса за фантики, а доллар, не обеспеченный золотом всего лишь фантик. Они называют демократией власть фантиков. А свободой – неотъемлемое право каждого человека говорить всё то, что им хочется услышать. И за это готовы платить фантиками, рвать глотку каждому, разбомбить любую страну, навязывая свою “свободу”, “демократию” и “демократические ценности” в глобальном масштабе, по всему миру.
Владельцы же фантиков, они же владельцы заводов, газет, пароходов, отчуждены от управления ими. Связанные с ними только бумажками, дающими им право на собственность, – акциями, они порой не знают дороги на свои предприятия. Бюрократы, управляющие предприятиями, отчуждены от собственности, и чаще всего не знают собственников. Рабочие и служащие отчуждены от продукта, который они делают. Они – лишь часть используемого оборудования, занятого в производстве. И все они, живущие в отчуждённом обществе, скованы одной крепкой денежной цепью – необходимостью заработать на жизнь.
И ни один одинокий, отчужденный человек, порождение современной цивилизации, не может быть душевно здоровым, поскольку он ощущает себя вещью, частью оборудования, вложением капитала, марионеткой, которой на бирже манипулируют владельцы капитала для умножения своих фантиков. И, если он с этим не согласен, то вольному воля, и его место тут же будет занято. “Ты уволен!” – любимое выражение президента США Трампа. И целью глобалистов любых мастей во все времена был и есть маленький одинокий человек потерявшийся в разобщённом отчуждённом обществе, полностью зависимый от власти денег, денежных мешков – владельцев фантиков.
И, пожалуй, единственный способ добиться справедливости в нынешних “демократиях” – охлократиях это, как в повести Роберта Шекли о путешествии на планету Транай, вешать на шеи выбранных политиков медальоны со взрывчаткой. Как только политик теряет кредит доверия, медальон тотчас взрывается.
Среди форм правления есть ещё одна древняя – меритократия. Она была в Древнем Египте, в Древнем Китае, где дожила до наших дней. И, наверное, за ней будущее. «Меритократия» от латинского meritus (достойный) и древнегреческого kratos (власть) и читается, как власть достойных. Меритократия – это принцип управления государством, подразумевающий, что решения принимают самые способные и компетентные люди. В Древнем Китае кандидаты на правительственные должности сдавали специальные экзамены, по результатам которых они могли получить один из девяти рангов. От полученного ранга зависело, на какую должность может претендовать кандидат. Так или иначе эта система существует и в современном Китае и является для него предметом исторической гордости. Но такой подход противоречит демократии, в которой право на управление имеет только решающее большинство голосов. Меритократия же подразумевает, что право голоса есть лишь у тех, чья компетентность в решении проблем общества не вызывает сомнений у остальных членов общества.
В современных охлократических государствах политическое руководство формируется в процессе выборов и страной руководят люди, которые прошли по партийным спискам или их обещания понравились большинству избирателей. Поэтому к власти приходят люди, которые сильны в популизме и демагогии, но они оказываются никчёмными руководителями, ибо не имеют ни специального образования, ни морально-этических качеств. Меритократия решает эту проблему. Данная форма правления подразумевает, что каждый человек, занимающий важную руководящую должность, достоин этой должности больше, чем все остальные претенденты в силу своих способностей и знаний. То есть, он получил своё место не по протекции, не за то, что он торгует красивыми обещаниями, а потому что обладает знаниями, навыками и опытом.
Все формы правления хороши, когда у человека есть Родина, свобода, добродетель, где гражданин свою жизнь проводит в трудах и опасностях, и не знает другого удовольствия, кроме исполнения долга. Как утверждал Ж. Ж. Руссо: «Родина не может существовать без свободы, свобода без добродетели, добродетель без граждан. У вас будет всё, если вы воспитаете граждан; без этого у вас все, начиная с правителей государства, будут лишь жалкими рабами». Это было справедливо и для древнего Китая, Греции, Рима. Справедливо и для всех современных стран, независимо от того, как называется их форма правления. Разберём по пунктам.
Родина – это благодарность матери, тебя родившей, семье, тебя воспитавшей, свободной стране, давшей тебе свободу быть полноценным гражданином. Но вопрос: может ли позволить себе такую благодарность индивидуалист, маленький одинокий отчуждённый от общества человек, для которого личный успех – это только сиюминутные деньги и сиюминутные удовольствия? Вот в чём вопрос!

Свобода. Единственная свобода, доступная нам – это свобода выбора для снабжения своего тела пищей, энергией и обеспечения его безопасности. Мы не вольны ни над своим прошлым, ни над своим будущим. Нам подвластно только мгновение, в котором будущее перетекает в прошлое, именуемое настоящим. И свободный выбор, который мы успеваем сделать в это мгновение настоящего. И который нельзя будет ни исправить, ни отменить, поскольку настоящее уже стало прошлым. Действие свершилось! И свободный выбор сделанный в мгновение настоящего теперь определяет наше будущее. И череда этих свободных выборов, сделанных нами в каждое мгновение настоящего, эта игра в пинг-понг с окружающей нас действительностью, и есть наш опыт, наши знания, наши победы и поражения, наша прошлая и будущая жизнь. Наша судьба, где каждое мгновение жизни может стать поворотным. К мгновению надо относиться ответственно. Каждым мигом надо дорожить! Ведь каждый кузнец своего счастья.
В остальном свобода, либерализм – это миф, раздутый буржуазией Французской революции, чтобы свободно грабить народ и творить беззакония. С тех пор, как у обезьяны появилось сознание, а стая стала называться обществом, свободы нет нигде и никогда не было. Потому что свобода – это осознанная необходимость. Кто этого не осознаёт не берегут своей свободы и теряют её на годы. А нередко и вместе с жизнью. Свободы нет, но есть три степени (ступени) свободы: зависимость, независимость и взаимозависимость.
Зависимость – это, когда человек зависит от других людей или обстоятельств, лишён воли, свободы и права действовать. Зависимым людям, как рабам, присуща ты-парадигма – ты хозяин положения, ты несёшь ответственность за меня, ты должен, ты не справился и в любой своей неудаче я обвиняю тебя. Все мы, так или иначе, зависимы от человека, от семьи, от власти, государства, закона, совести, морали. И ищем Свободы От. Все мы свободолюбивы и по мере роста сознания стремимся от зависимости к независимости. И это правильно: ты, и только ты, отвечаешь за свой выбор, за себя, за свою жизнь, судьбу. Поэтому все мы и желаем Свободы Для. Для становления своей личности, для самореализации, творчества, созидания, служения семье и Родине. И этот переход от зависимости к независимости связан с переходом от безответственной ты-парадигмы к гражданской я-парадигме – я могу это сделать; я несу ответственность за свои действия; я полагаюсь на самого себя; я свободен, я могу выбирать. Высшей же степенью гражданской позиции, личной свободы, является осознание своей взаимозависимости, овладение мы-концепцией: “Единица – ноль, единица – вздор”. Только вместе мы – сила! Мы можем это сделать! Мы можем взаимодействовать; мы можем, объединив наши способности и возможности, создать нечто более значительное и даже грандиозное.
Свобода – это осознанная необходимость. Свобода для – характеризуется гражданской ответственностью и созиданием. Затянувшаяся же свобода от – всегда кончается вседозволенностью и разрушением. Все государства создавались, как общественный договор, где каждый пункт соглашения – это ответственность договаривающихся сторон. Пока существует ответственность, существуют и государства. И они разрушаются, когда элита, развращённая властью и деньгами, самоутверждается в своём индивидуализме и начинает верить, что ей всё дозволено. И ничто уже её не спасёт: ни религия, ни идеология, ни хозяйственные и торговые связи. В разврате и вседозволенности погибли Греция и Рим. Гигантской кровью от разврата и вседозволенности элит регулярно самоочищается Китай вот уже четыре тысячи лет.
Чем кончаются все демократии описано в Библии. Когда Господь внял воплям страждущих и послал двух ангелов проверить состояние нравственности в Содоме, Лот приютил ангелов. Но всё мужское население Содома, свободное от ответственности и нравственности, от стара до мала, собралось у дома Лота, считая, что они все равны, что всё им дозволено и они имеют полное право на свою долю ангельской задницы, властью народа требуя от Лота, нарушив законы гостеприимства, выдать им ангелов для извращённых содомских удовольствий. И ангелам, чтобы сохранить свою честь, ничего не оставалось, как поразить слепотой всех мужчин демократической республики Содом, и они в слепоте, распущенности и вседозволенности, всю ночь наощупь искали приключений на свои жопы. Но и у ангелов ангельское терпение не бесконечно. Утром, когда им надоел этот порнофильм, они сказали Лоту: забирай своих и дуй от этой демократии без оглядки куда глаза глядят. Достали из рукавов, имеющиеся у них для подобных случаев термоядерные бомбочки, и покончили с Содомом. И с Гоморрой заодно.
Свободу для, свободу для труда на благо своей Родины, созидания, как личную ответственность за её судьбу, необходимо питать своими добрыми делами – Добродетелями. Наиболее полно понятие добродетели проработано китайскими философами. По их мнению добродетельный человек — это человек честный и искренний, прямодушный и бесстрашный, трудолюбивый и ответственный, всевидящий и понимающий, внимательный в речах, осторожный в делах. В сомнении он должен искать совета, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии заботиться о честности. В юности должен избегать вожделений, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает служению высоким идеалам, служению людям и поиску истины. Познав истину утром, он может спокойно умереть вечером. Ещё добродетельный человек должен обладать – чувством долга, продиктованным внутренней убежденностью в том, что следует поступать именно так, а не иначе. Долг — это моральное обязательство, которое человек в силу своих добродетелей накладывает на себя сам. Чувство долга, как правило, обусловлено знанием и высшими принципами, но не расчетом. “Благородный человек думает о долге, низкий человек заботится о выгоде”- учил Конфуций.
Понятия добродетели присутствуют во всех авраамических религиях. Но двурушничество и ограниченность иудо-христианско-мусульманского божка, являвшегося Аврааму и Моисею, как эгоистического индивидуума, стремящегося подчинить себе «жестоковыйный» народ, сеющего между народами вражду и недоверие, наложил отпечаток на мироощущение западного человека, и не позволяет ему искренне верить в добродетели, навязываемые ему религиями. Поэтому он верит, что эгоизм, ложь, агрессия, стяжательство, индивидуализм индивида должны ограничиваться силой законов. Добродетель – это что-то вторичное.

В мироощущении китайца добродетель выше законов. Могучий император Ши Куан Ди, объединивший Китай свыше двух тысяч лет тому назад, решил, что народом должны управлять не добродетели, а законы. А добродетели, какие сочтёт нужными, он будет вколачивать народу палками. Он повелел сжечь книги, а философов или казнить, или сослать на строительство Великой Китайской стены. Но император ушёл в мир иной в сопровождении жён и глиняных воинов, а народ смёл диктатуру его династии и восстановил диктатуру добродетели.
Китайцу чужд индивидуализм. Он с рождения привыкает к тому, что личное, эмоциональное, своё, на шкале ценностей ничто по сравнению с общим, принятым, рационально обусловленным и обязательным для всех. Катастрофой для китайца является “потеря лица” – публичное унижение, обвинение в нечестности, и независимо от полагающегося по закону за это наказания, является для него моральной смертью. В жестокие времена, а времена всегда жестокие, потерявший лицо терял и голову.
Гражданин — человек, причисляющий себя к населению государства, пользующийся его защитой и наделённый совокупностью прав и обязанностей. В сводном хоре европейских философов-просветителей, славящих разум, индивидуализм, и прогресс, пожалуй, только Руссо, ставил во главу государства общество, где коллективная воля выше индивидуальной. Общество, государство, по его мнению, это конкретные связи, чувства близости, которые соединяют вместе семью, друзей, общину, родину. Оно основывается на чувствах, а не на разуме, на солидарности, а не на выгоде, имеет моральную ценность, где самоценностью обладают и человек-гражданин, с его свободой и добродетелью, позволяющими ему наиболее полно трудиться на благо общества, и само общество, защищенное солидарностью граждан, богатое их трудами и защищающее их свободу, права и собственность. «Пусть родина явит себя общей матерью граждан; пусть выгоды, коими пользуются они в своей отчизне, сделают её для них драгоценною; пусть правительство оставит им в общественном управлении долю, достаточную для того, чтобы они чувствовали, что они у себя дома; и пусть законы будут в их глазах лишь поручительством за общую свободу».

По его мнению, частная собственность – первопричина общественных конфликтов. У людей должны быть равные права и примерно равное количество собственности, и не должно быть ни богатых, ни бедных. Он обосновывал право граждан на мятежи, когда их лишали свободы, прав и собственности. Родина, свобода, добродетель, гражданин – основа процветания любой формы правления. И этим Руссо близок к китайским философам.
Опираясь на древние представления о Небе и высшей небесной благодати, конфуцианство выработало постулат, по которому император получал божественный мандат на право управление страной, пока он служил образцом добродетели и был её гарантом. Отступая от принятых норм, что выражалось в произволе властей, экономическом упадке, социальных кризисах, волнениях, правитель лишался доверия и права на данный ему Небом мандат власти.
Финансовое же благополучие китайского централизованного государства строилось за счёт налога с крестьян и государство не поощряло ни крупное богатство, ни крупное землевладение. Но алчность, жажду наживы и прочие пороки индивида никуда не спрячешь, и число богатых землевладельцев возрастало за счёт коррупции, казнокрадства, взяток и прочего. Оно разлагало общества. Это вело к снижению доходов казны, расстройству административной системы, повышению налогов, недоверию к властям.

Возникал кризис доверия, и в этот момент начинал действовать тезис об ответственности властей за дурное управление. Иногда кризис преодолевался, но чаще всего в пламени восстания сгорали и императорская династия, и всё, что было нажито “непосильным трудом” чиновниками и богатыми землевладельцами. После кризиса центральная власть в лице нового императора, пришедшего из народа на гребне добродетельного очищения, и его окружения, становилась чище, сильнее, а дельцы или уничтожались, или должны были начинать все заново. Так работает демократия по-китайски, преодоление кризиса доверия к власти по приземлённым законам планеты Транай, уже в течении четырёх тысяч лет.
Этапы разрушения государственности описаны Лао-Цзы. «Когда потеряна истинная добродетель, является добродушие; когда потеряно добродушие, является справедливость; когда же потеряна справедливость, является приличие. Правила приличия — это только подобия правды и начало всякого беспорядка».
Пока все привержены добродетели все имеют земельные наделы, все трудятся, плодятся, размножаются. Все всю жизнь проводят в трудах и опасностях, и не знают другого удовольствия, кроме исполнения долга. Налоги идут на поддержание структуры власти и порядка, культуры и развития. Все идёт, как задумано, все живут и радуются жизни, и государство процветает.

Но эгоизм последующих поколений, размывает понятие добродетелей и общество начинает расслаиваться по имущественному признаку. Но люди ещё терпимы друг к другу и живут по понятиям добродушия, регулируемого христианскими принципами общежития: «Поступай так, как желаешь, чтобы с тобой поступали», и «люби ближнего своего», дословно сформулированными китайскими философами за пятьсот лет до Иисуса Христа. И общество худо-бедно существует.
На втором этапе, когда человеческий эгоизм и индивидуализм окончательно разрушают то, что мы называем христианскими ценностями, связывающие общество воедино, вступают в силу юридические законы, пытающиеся сохранить справедливость. Но законы лишь усиливают неравенство и кризис добродетели.
На третьем этапе: все империи гибнут одинаково! Имущественное неравенство только увеличивается, законы, подобно паутине, ловят только мелочь. Сильные и богатые рвут их, не замечая. Индивидуализм, разврат и вседозволенность, свобода всех от всего окончательно разрушают понятия добродетели. Но для китайского народа, китайца, добродетель – это бог, его религия, она правит миром.

Европейское индивидуалистическое общество, отвергнувшее бога, скатившееся в идолопоклонство золотому тельцу, в либерализм, в свободу всех от всего, где люди, сдерживаемые только договорами и приличиями в любой момент готовы развязать войну всех против всех, пыталось навязать свои «европейские ценности» китайскому народу, посредством пуль, опиума и своих понятий морали, нравственности и демократии. Восстание ихетуаней было только поводом, чтобы народ начал жестокую очистительную религиозную войну, в очистительном огне которой сгорят десятки миллионов жизней.
В мировых и гражданских войнах с начала века до реформ Дэн Сяопина погибло свыше семидесяти миллионов китайцев. А дело, оказывается, было не в европейцах, не в экономической отсталости, не в отсутствии демократии, не в формах правления, а в кошке! Как только Дэн вернулся из ссылки в деревню, куда его сослал председатель Мао, где он неожиданно для себя обнаружил, что неважно какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей, всё стало на свои места. И добродетельный китайский народ, в жестоких боях отстоявший свою Родину и право на добродетель, получил свободу – свободу для, и под руководством Коммунистической партии, приступил к строительству социализма в условиях капитализма, свято храня свои традиции и добродетели по понятиям тысячелетней давности. И теперь они ведущая экономика мира, хотя ещё недавно и «русский хлеб жевали», и «говорили про оппортунизм».

А мы? Оболгавшие своё прошлое и не видящие будущего? В настоящем не имеющие за душой ничего настоящего? После Бориса Годунова, со времён польской интервенции, взявшие хитрость и ложь себе в добродетели? Расстрелявшие царя и проклинающие вождей? Разрушившие храмы и традиции? Отринувшие бога и добродетели? Погрязшие в дурости и самомнении?
За два года СВО мы перечисляли украинским мошенникам по 250 млрд. рублей ежегодно. На полтриллиона рублей профинанасировали своих врагов жидо-бендеров. И дело даже не в глупости пострадавших, не в психологическом давлении на них. Те, кто занимается гипнозом утверждают, что у кого есть моральные устои, даже под гипнозом их не нарушат. Не было ни принципов, ни устоев. Дело во множестве курьеров и посредников за малую мзду обирающих пострадавших, обналичивающих и выводящих деньги на счета мошенников. За ломаный грош предавших и Родину, и Свободу, и Добродетель. И себя, как Гражданина своей родины. Своих братьев на фронтах СВО.
Воистину:
Пустыней лжи и одиночества гордыни,
Молясь кумирам ложным, идолам чужим,
Бредут в тоске за миражом чужой пустыни,
И сладок им Отечества лишь дым.
«Среди полубогов нет места нынче богу…». А бог, конечно, – это добродетель! И правит миром.
Идеологема Руссо, делающая любое государство процветающим: Родина, Свобода, Добродетель, Гражданин! А теперь, читатель, попробуй ответить себе на вопросы:
Есть ли у тебя Родина? Любишь ли ты её, как мать? Любит ли она тебя, как мать?
Есть ли у тебя Свобода? Какая и для чего она нужна тебе?
Обладаешь ли ты Добродетелью? И, что такое Добродетель для тебя?
Являешься ли ты достойным Гражданином своей Родины? И, что ты должен сделать, как Гражданин, для Родины, чтобы она была для тебя Свободной, любящей и Добродетельной матерью.
А пока ты думаешь, свободный и добродетельный китайский народ сделал ещё один семимильный шаг вперёд, твёрдо зная, что те, кто придут после них не осквернят, не оболгут и не разрушат того, что в его стремлении к добродетели было сделано до них.