Апполон и Дионис - Anabes.ru

Апполон и Дионис

Всё в мире начинается с Хаоса! Вспомните, как начинаются мифы древней Греции. «Вначале существовал лишь вечный, безграничный, тёмный Хаос. В нём заключался источник жизни. Всё возникло из безграничного Хаоса – весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли – Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь… Из Хаоса родилась и могучая сила, всё оживляющая Любовь – Эрос». Заметьте: нет ещё богов неба – Урана, солнца – Гелиоса, луны – Селены. Нет титана Океана. Ещё предстоит появиться Великому Крону – хроносу, времени, Зевсу с сонмом олимпийских богов, а уже изначально существует всё оживляющая богиня Эрос – Любовь. Человеческая страсть! Страстное желание достичь, чего-то желанного.

Из всё оживляющей любви людей к качеству жизни, к комфорту, к безопасности появился их искусственный мир, нередко ограждённый от хаоса внешней среды крепостными стенами. Бог света Аполлон, гипербореец, в сонме олимпийских богов был богом-покровителем искусств, наук и ремесел. Был защитником людей от зла и болезней. И являлся символом активной энергии и творческого потенциала. Две его главные заповеди «познай себя» и «знай меру» были начертаны на храме Аполлона в Дельфах. Эти заповеди, обращённые к людям, основанные на знаниях, говорят, что Аполлон во все времена был для них источником вдохновения в достижении, поставленных ими целей при помощи приобретённого опыта, навыков и знаний. Аполлон был богом красоты, гармонии, порядка и ассоциировался с развитием, прогрессом и связанными с ними наукой, технологиями, инновациями и научными открытиями.

Аполлонийское начало считается созидательным активным мужским началом, где Аполлон есть чувство меры, соразмерности, упорядоченности, познания себя, воли и мудрого самоограничения. Дионисийское же – это блаженный восторг насилия, ярости и разрушения, поднимающийся в недрах человека, социума и даже природы на грани рационального и иррационального, сознательного и бессознательного, рассудочного и необузданного, когда в обществе, внутри человека назревает кризис.

Дионис (или Вакх) был богом вина, веселья и экстаза в древнегреческой мифологии. Он часто изображался с виноградной лозой или плющом, а также с тирсом — жезлом, который символизировал его власть над природой и животными. В религиозном контексте Дионис стал символом единения людей с богом и гармонии с природой. Его культ был особенно популярен в Древней Греции, где он считался покровителем праздничных мероприятий, театра, музыки, танца и олимпийских игр. Во время празднования дионисийских мистерий люди собирались вместе, чтобы насладиться музыкой, танцами и вином, что символизировало их единство и радость жизни. Он был богом радости, наслаждения жизнью и веселья. Его культ включал ритуалы, которые помогали людям достичь состояния экстаза и духовной просветленности. Во время ритуалов участники пили вино, которое считалось священным напитком, способствующим духовному пробуждению. И можно сказать, что Дионис был богом истины и вдохновения, который помогал людям обрести духовное прозрение и достичь гармонии с миром природы. Отсюда и выражение «Истина в вине». Вообще-то фраза принадлежит Плинию Старшему, древнеримскому историку, и в оригинале звучит: «In vino veritas multum mergitur», что значит «Истина в вине много раз утонула». Похожая фраза встречается и у древнегреческих философов.

В Советском Союзе, где у народа было всё, кроме дефицита, свободы и инициативы, Дионис-Бахус пользовался большим спросом. Ну, с дефицитом проще, его можно было достать «по блату». Те, кто не желал пачкаться блатом, кто верил, что «инициатива наказуема», искали «истину в вине». И нередко «просветлённые» поклонники Диониса-Бахуса пробуждались в вытрезвителе с возгласом: «И де я!?». Что позволяло считать их идейными алкоголиками. В ходу была фраза: «от вина до вины – один шаг».

Дионис часто изображается как безумный или одержимый, что отражает его роль бога опьянения, разрушения, пиров с танцами, эротикой, экстазом и обильными возлияниями. Что привлекало к нему легко возбудимых женщин. Сопровождаемый вакханками он был олицетворением возврата к естественным природным отношениям, протеста против искусственного мира, созданного активным созидательным аполлонийским мужским началом. Неприятия сложившегося миропорядка, морально-этических норм. Символом пассивного, но разрушительного женского начала. Богом свободы и независимости связанный с идеей независимости и самовыражения. «Что у трезвого в голове, то у пьяного на языке». Дважды рождённый, не боявшийся смерти, он являлся символом разрушения, возрождения и обновления. Олицетворением Хаоса, идеи умирания и возрождения, как этапов развития. Поэтому, когда в стране бушуют кризис, разруха, полыхает гражданская война, нередко говорят, что Дионис гуляет по стране.

Оргиастический культ Диониса ворвался в Элладу с севера, из страны бурных страстей Фракии. Мать Диониса — Семела, по-фракийски Zemele, означает мать-земля. И оргия была как обряд магического воздействия на плодородие земли. В варварской Фракии половой разгул как средство побуждения земли к плодородию, наверное, имел место быть. На почве Эллады, где нравственное начало было уже велико, этот элемент отпал, но остались, как характерная черта новых таинств, исступление, экстаз, достигаемый при помощи вина, оглушительной музыки и оргиастической головокружительной пляски.

В исступлении пляски душа выходила за пределы телесной жизни, за пределы рамок условностей, преображалась, вкушала блаженство внетелесного слияния с общностью людей и с природой бытия. В вихре общей пляски человек убеждался в самобытности своей души, в возможности для нее жить независимо от тела и, следовательно, в ее бессмертии. Наиболее подвержены чарам исступления были женщины-вакханки, составлявшие свиту бога виноделия Диониса. В ланьих шкурах, перепоясанных живыми змеями, с жезлами увитыми плющом и виноградными лозами в руках, с венками из плюща поверх распущенных волос — они являлись олицетворением дионисийского начала — изначальной природной дикости, дремлющей в глубине каждой человеческой души.

Нелогичное разрушительное дионисийское начало противостояло логическому созидательному началу Аполлона. Весь огромный непознанный мир для человека начинается с удивления. А, чтобы его увидеть, осознать и удивиться требуется Аполлон — бог солнца, осветивший этот мир во всём его многообразии, позволивший человеку встать перед выбором между светом и тьмой, добром и злом, поиском своего пути к свету, к добру, к деятельности по совершенствованию своей среды обитания, к творчеству и созиданию. Требуется Аполлон, как воплощение гармонии, порядка, рассудочности. Он духовное начало, зовущее людей к единению, к познанию, к развитию, к прогрессу.

Дионис же воплощал собой буйство стихии, радости жизни телесной и чувственной, где человек встречается с самим собой или с ближними в ограниченном мире, выхваченном из мрака ночи пламенем костра или пламенем своих страстей. Это природное материалистическое начало, зовущее людей познать себя, природу, слиться с ней, и через осознание своей индивидуальности, познать своё единство с ограниченным кругом людей в ограниченном круге природы. Поэтому Дионис живёт во тьме и в глубине каждой человеческой души. Он одинок и постоянно требует контакта и единства.

Аполлон олицетворял собой искусство, то есть всё искусственное, не природное, сделанное умом и руками людей, придуманное, иллюзорное. Дионис — всё стихийное, необузданное, природное, истинное. Аполлонийское начало культуры связано с усилием, дисциплиной, наличием норм, призванных втиснуть человека в определенные рамки. Дионисийское начало связано со свободой, волей, отсутствием всяких границ и норм. Человек раздираем обоими проявлениями культуры и мечется между ними. Аполлонийское — это сознательное, а дионисийское — бессознательное начало жизни. Девизом аполлонийского начала можно считать: «Вперёд! В светлое будущее!», а дионисийского: «Назад! В пещеру!». Но светлое будущее требует усилий от каждого и индивидуальных пропусков туда нет, его можно построить только сообща. А вот назад в пещеру, пожалуйста. Надо только начать безвольно и бессознательно плыть в потоке бытия.

Диониса всегда изображали полупьяным или пьяным «в стельку», «в дупель», с венком из виноградных лоз на голове, с чашей вина в руках. В окружении сатиров, вакханок, в процессе оргии. Но удивительно! Это был вполне рациональный целомудренный бог. Женат был на смертной Ариадне. Той самой, которая дала нить Ариадны Тезею, помогла ему победить Минотавра и выйти живым из лабиринта Кносского дворца. Обманутая и брошенная неблагодарным Тезеем, она стала женой Диониса. Когда тот привёл её на Олимп Зевс даровал ей какую-то должность, бессмертие и назначил богиней. После этого Дионис спустился в Аид, откуда вывел мать свою Семелу, тоже смертную, сгоревшую в своё время в объятиях Зевса. Когда тот привёл её на Олимп история повторилась. Зевс даровал ей должность, бессмертие и назначил богиней. И вся дружная семейка жила, «как боги», долго и счастливо, родив и вырастив множество детей. Время от времени отпуская примерного отца семейства позировать перед художниками и на гастроли с ансамблями вакханок. Требуя от него лишь, чтобы в рот не брал лишнего и с вакханками ни ни. А, что делать? Должность такая.

Аполлон олицетворяет собой прогресс, не природное, созданное людьми своим умом и руками, как защиту от Хаоса окружающего мира, искусственное, иллюзорное, держащееся лишь на воле и разуме человека. Хрупкое и ненадёжное, но сытое и комфортное. Дионис же – бунт против разума и воли, стихийное стремление к истинному, естественному, необузданному, к живой сути природы человека в пещере, увитой плющом или виноградной лозой. Аполлонийское начало связано с наличием понятий успеха и норм, которые втискивают человека в определенные рамки для построения искусственного мира человеческой цивилизации, оторванного от мира естественного, природного. Дионисийское начало связано с абсолютной свободой, безграничной волей, преступлением всех норм.

Дионис – символ разрушения и бесшабашной радости, дарующий народу первобытную свободу, всегда изображался в окружении разгульных женщин-вакханок и сатиров. Но между своими гастролями, символ разрушительного женского начала, он был примерный семьянин, дорожащий своей женщиной, своей семьей. Аполлон же созидатель, зовущий людей из тьмы к свету, к новому созданному своим трудом миру сытому, комфортному и защищённому, но далёкому от природы, требует от людей усилий, знаний и ответственности всегда одинок. Нимфы, на которых он обращал внимание, чаще всего бежали от него, как женщины чаще всего бегут от усилий, знаний и ответственности. Он символ созидательного мужского начала. И оба эти начала требуют единства. Как едины в структуре головного мозга древняя лимбическая система, отвечающая за эмоции, радость и удовольствия и неокортекс, отвечающий за логику и целесообразность первичных эмоций. За выбор поведенческой модели. Ведь гастроли всегда кончаются, а выше семьи ценностей нет.

Top