Год второй
Психомоторное развитие: На втором году жизни ребенок от неуклюжести и ходьбы с помощью взрослых переходит к сложным моторным действиям, искусно поддерживает самого себя во время ходьбы и даже бега. В год и три месяца ребенок уже самостоятельно ходит, а в полтора года — хоть и не совсем умело, но все же бегает. К полутора годам дети сами поднимаются по лестнице, придерживаясь одной рукой за перила, а еще через два месяца — и спускаются, и поднимаются.
К трем годам ребенок становится все более и более резвым. Малыш может заинтересоваться каким-либо объектом, например, курицей, и убежать в погоне за ней довольно далеко от дома. Его все интересует, а возможности повышаются с каждым днем.
Для родителей такая прыткость их чада может оказаться неожиданностью. Поэтому, чтобы предотвратить опасность, грозящую ребенку за каждым углом, в этом возрасте за ним необходим постоянный контроль.
Умения ребенка в возрасте 1 — 2 лет.
Возраст | Навыки |
1 год | По просьбе взрослого берет шарик из его рук. |
1 год 3 месяца | Может положить шарик в маленький сосуд; при этом пытается достать его оттуда пальцем. Кладет один кубик на другой, но делает это, как правило, подражая взрослому. |
1 год 5 месяцев | Чтобы извлечь шарик из сосуда, уже не пытается выцарапать его пальчиком, а по-деловому вытряхивает. Способен собрать башенку из трех кубиков, а к двум годам — из шести. У ребенка продолжает развиваться имитирующее и понятийное мышление: он старается выписывать каракули самых разных видов, а также копировать вертикальные линии. |
2 года | Копирует круговые штрихи и обучается проводить горизонтальные линии. |
Питание. У ребенка второго года жизни несколько снижается аппетит. И это не
должно пугать беспокойных, склонных к тревоге мам. У маленького нового члена семьи происходит естественное, запланированное природой
снижение скорости его роста. У одного теряется интерес к определенным
видам продуктов, а другой отказывается от любой пищи.
В этот период ребенок начинает приноравливаться к трехразовому питанию, принятому в мире взрослых. И в выборе диеты для ребенка этого
возраста существует намного больше свободы. Тут могут играть роль и
его индивидуальные особенности, и семейные традиции в еде. Постепенно ребенок примет ваши кулинарные традиции и будет сидеть за столом
вместе со всеми, и вам не нужно будет тратить время на приготовление
еды специально для него. Однако мама все равно должна обращать внимание на нормы ежедневных потребностей малыша. Посмотрите внимательно на данные, представленные ниже.
Первый завтрак: 1 апельсин, 1/2 грейпфрута или 1 чашка томатного сока1 яйцо1 ломтик пшеничного хлеба или 1 порция каши без сахара1 чайная ложка масла180 мл цельного молока.
Второй завтрак: 60 г нежирного мяса, 1 яйцо или 1/2 чашка творога1 порция свежих овощей в виде салата без приправы1 ломтик пшеничного хлеба1 чайная ложка масла1 порция свежих или несладких фруктов180 мл цельного молока
Обед: 60 г нежирного мяса (печень — раз в неделю), домашней птицы или рыбы2 порции овощей1 порция свежих или несладких фруктов180 мл цельного молока
Маленькие дети, при всем их кажущемся непонимании своего блага в виде сочащейся жиром котлетки, способны природным чутьем выбрать именно ту диету, которая в течение нескольких дней станет сбалансированной. Поэтому пусть дети в этом возрасте как можно чаще сами выбирают себе продукты для питания.
Cпособы привлечения ребенка к еде. Если существуют способы отвратить ребенка от еды (что и делают с успехом многие родители), то, безусловно, есть правила, которые каждую трапезу делают более привлекательной:
- во время приема пищи ребёнок должен сидеть удобно;
- благоприятная окружающая обстановка;
- предмет разговора, который ведется за столом, интересен для всех;
- учитывается аппетит ребенка: если аппетит плохой, его не заставляют
съедать больше, чем он хочет; - родители закрепляют пищевые привычки малыша не только формальными объяснениями, но и собственным примером.
«Перекусы» между едой.
Молодые мамы часто спрашивают, стоит ли давать что-то ребенку между основными приемами пищи? В течение второго года жизни и нескольких последующих лет малышу в промежутках между завтраком, обедом и ужином можно давать фруктовые соки, фрукты, а также сухое печенье. У детей более старшего возраста «перекусы» между основными трапезами могут значительно снизить аппетит. Поэтому их в большинстве случаев следует избегать. Если же промежуточное кормление только способствует повышению аппетита, такие «перекусы» следет поощрять. Лучше всего давать ребенку именно фрукты, а не что-то более солидное, насыщенное жирами и углеводами.
Синдром детской бутылочки.
Cтарайтесь не позволять ребенку спать с бутылочкой, наполненной молочной смесью или цельным молоком, послащенным, например, фруктовым соком. От этого могут появиться очаги эрозии на эмали молочных зубов. Есть даже такой термин — «синдром детской бутылочки». Стоматологи предупреждают всех особо сердобольных мам, что под воздействием бактерий в полости рта из растворенных углеводов образуются молочная и другие кислоты, вредно влияющие на эмаль зубов, и особенно у детей.
Динамика веса и роста.
В течение второго года жизни масса тела ребенка в среднем должна увеличиться на 2,5 кг, а рост — на 12 см. Если сравнить с прибавкой веса и роста в предыдущие месяцы, станет понятно, что в это время происходит еще большее замедление роста ребенка.
Начавшееся примерно на 10-м месяце снижение аппетита дает о себе знать тем, что масса подкожного жирового слоя несколько уменьшается. Ребенок начинает худеть. Выступающий живот, который появится вследствие этих возрастных изменений в фигуре, будет характерен для ребенка на протяжении второго и третьего года жизни.
На втором году жизни снижается скорость увеличения головного мозга. Если на первом году жизни окружность головы увеличилась на 12 см, то на втором она увеличится всего лишь на 2 см.
Для приблизительного расчета длины тела у детей старше года можно использовать следующую формулу. В возрасте 4 лет ребенок имеет рост 100см. Если его возраст меньше 4 лет, то его рост равен 100см — 8 (4 — п), где n — число лет. Если возраст старше 4 лет, то рост ребенка равен 100см + 6 (n — 4), где n — число лет.
Масса тела ребенка в возрасте 2-11 лет равна 10,5 кг + 2 n, где n — возраст ребенка до 11 лет, а 10,5кг — средний вес годовалого ребенка.
Бунт младенцев.
Социальные и культурные факторы всё более и более усиливают своё жесткое влияние на существование малыша. Голубые и розовые тона безоблачного пеленочного младенчества сменяются первыми «нельзя» и «надо». У полуторогодовалого ребенка зачастую все эти новые стороны действительности вполне законно вызывают беспокойство, а порой и самое настоящее раздражение, доходящее до бунта. Кому неизвестны вспышки гнева у малыша, иногда переходящие в «закатывание» от крика и падение на пол с особыми выкрутасами, — демонстрации протеста.
Что делать взрослым в таких случаях? Наилучший выход из этой неоднозначной ситуации находят настойчивые и вместе с тем любящие родители. С одной стороны, нужно стараться установить довольно строгие ограничения, действуя с любовью и приемлемыми путями. Но с другой стороны, необходимо научиться принимать ситуацию такой, какова она есть. Попробуйте поставить себя на место своего ребенка. К 1,5-2 годам
практически у всех детей без исключения появляется стремление к самостоятельности. Ребенка обуревает желание быть независимым. А возможностей у него еще пока до смешного мало. Как быть самостоятельным, когда одно — нельзя, другое — не трогай, туда не ходи, сюда не смотри?…
Неудивительно, что возмутительные «несправедливости» окружающего мира и «непонимание» со стороны взрослых вызывают у ребенка «праведный» гнев, который часто выражается либо в свободолюбивом плаче, либо в пронзительном революционном крике. При этом неудволетворенность действительностью у детей может проявляться не только вспышками раздражительности, но и самой настоящей агрессией, направленной как против людей, так и против бессловестных животных и вещей. Гнев может быть обращен и на более младших членов семьи.
Способы наладить контакт с бунтовщиком.
- Если ребенок не слушается, предложите ему несколько альтернатив, причем ни одна из них не должна расходиться с вашими желаниями. Ребенок не будет считать, что у него есть свобода выбора, а на самом деле вы сможете проконтролировать его действия.
- При вспышках гнева «среднего накала» малыш сердит не на шутку. Но он еще способен управлять своими чувствами. В этой ситуации на него могут повлиять спокойные и вразумительные уговоры.
- Когда гнев переходит в ярость, и ребенок теряет власть над своими чувствами, его достаточно сложно утихомирить уговорами. Постарайтесь переключить его внимание на другой предмет еще до того, как он потеряет контроль над собой. Можно попробовать оставить малыша в одиночестве, например, в отдельной комнате, пока он не успокоится.
- Когда ребенок слишком раздражен и настроен крайне непримиримо, постарайтесь не заострять на нём внимание, а заняться своими делами.
- Чтобы гневливость вашего ребенка в дальнейшем не вызывала еще больших проблем, ни в коем случае не унижайте и не высмеивайте малыша, когда он сердится. Помните, что гнев — это одно из свойственных человеку состояний, и в нём нет ничего криминального. В то же время постарайтесь объяснить ребенку, что контроль над гневом — важная характеристика волевого и сильного человека. Поэтому нужно научиться справляться с таким состоянием, стремиться победить свой негативный настрой.
Детские инфекции.
Этим термином называют некоторые инфекционные заболевания, чаще всего встречающиеся в детском возрасте. К ним относятся корь, ветряная оспа, краснуха, эпидемический паротит (свинка), скарлатина, коклюш, полиомиелит.
а) Ветряная оспа (ветрянка).
Этим заболеванием, независимо от своего желания и самых разных оберегающих обстоятельств, болеет практически каждый ребенок в возрасте до 10 лет. Обычно это происходит в возрасте от 5 до 9 лет. У детей заболевание протекает легче, чем у взрослых. Поскольку профилактических прививок против ветрянки не существует, желательно, чтобы человек перенес данную патологию именно в детстве. Инфекция передается капельно или контактно. Больной ветряной оспой представляет собой источник заражения для окружающих за сутки до первого высыпания и в течение последующих 6-7 дней, пока все высыпания не покроются корками (или 5 дней после появления последнего пузырька).
Внешние проявления болезни хорошо известны, количество высыпаний у ребенка может колебаться от одного до многих сотен. Скрытый период инфекции составляет от 11 до 21 дня. Высыпания покрывают кожу и слизистую, быстро изъязвляются, если не обрабатывать их антисептиком. Тяжесть течения болезни может быть очень разной и зависит от числа пузырьков.
Лечение.
Во время болезни ребенка мучает достаточно сильный зуд, поэтому ему следует принимать в небольшой дозе антигистаминные препараты (димедрол, фенкарол, кетотифен), одевать рукавички и стричь ногти. Все свежие появившиеся на коже и слизистых оболочках пузырьки нужно дважды в сутки смазывать раствором бриллиантового зеленого (зеленка). Также необходимо ежедневно менять одежду и постельное белье, принимать ванны с раствором марганцовки. Антибактериальная терапия на вирус ветрянной оспы не действует, она назначается только в случае присоединения вторичной бактериальной инфекции.
Профилактика.
Наиболее эффективным методом профилактики ветряной оспы является, насколько это возможно, устранение любых контактов с детьми, которые могут потенциально быть переносчиками данной инфекции. Роль родителей заключается в отслеживании контактов с другими детьми, которые болеют ветряной оспой или могут ею заболеть. При возникновении болезни к ребенку нужно пригласить педиатра и детально обсудить неоходимые мероприятия. Прогноз заболевания, как правило, благоприятный.
б) Скарлатина.
Возбудитель — определенная разновидность стрептококка группы А, который может вызвать также ангину и другие болезни. В подавляющем большинстве случаев в настоящее время скарлатина у детей протекает нетяжело. Наибольшая заболеваемость распространена среди детей дошкольного и младшего школьного возраста. Основным источником инфекции является больной стертой формой скарлатины, который заразен с момента начала заболевания. Инфекция передается воздушно-капельным путем. После перенесенной болезни вырабатывается довольно стойкий иммунитет, увы, не гарантирующий, что человек никогда в дальнейшем не заболеет скарлатиной.
Скрытый период инфекции составляет 2-7 дней. Далее без видимых причин поднимается температура, появляются боль в горле, рвота. Сыпь появляется часто уже в первый день болезни, но может и позже. Скарлатина обязательно сопровоздается ангиной. В последнее время преобладают нетяжелые виды скарлатины, однако осложнения все же возможны.
Лечение.
При этом заболевании крайне важно максимально рано поставить правильный диагноз. Лечить ребенка можно дома. Независимо от тяжести болезни проводится курс антибактериальной терапии (5-7 дней), что полностью устраняет инфекцию и гарантирует отсутствие осложнений.
Профилактика.
Профилактические прививки против скарлатины не разработаны. В детское учреждение после скарлатины ребенка можно отправить на 22- ой день от начала болезни.
в) Корь.
Это острое инфекционное заболевание вызывается специфическим вирусом. В связи с широким применением вакцинации против данного заболевания, в настоящее время этой инфекцией заболевают в основном подростки и молодые люди, которые по каким-то причинам не были вакцинированы ранее. Инфекция передается капельным путем.
Скрытый период болезни длится 10-12 дней. Затем температура тела повышается до 38-39 градусов, появляются катаральные явления в верхних дыхательных путях. Характерна светобоязнь, а также конъюктивит. На 4-5 день болезни появляется сыпь — сначала за ушами, затем распространяется по всему телу. В течение 3-4 дней периода высыпания держится высокая высокая температура, затем сыпь буреет (пигментируется), а после ее исчезновения на коже появляется характерное шелушение. Общее состояние больного начинает улучшаться, хотя достаточно длительно может сохраняться слабость.
Лечение.
Корь можно лечить дома под контролем педиатра. Госпитализировать ребенка следует только при тяжелом течении болезни. В период лихорадки необходимо соблюдать строгий постельный режим. Очень важна гигиена кожи и слизистых оболочек, поэтому следует поддерживать чистоту тела, прмывать глаза, полость рта и носа. Антибактериальная терапия назначается исходя из конкретных обстоятельств.
Профилактика.
Наболее эффективна против кори профилактическая прививка. Если у ребенка есть относительные противопоказания к данной активной вакцинации, её делают индивидуально. Если непривитой ребенок попадает в контакт, то ему вводят специфический гамма-глобулин — антитела против кори.
Прогноз.
После правильно проведенной активной вакцинации ребенок, как правило, не заболевает корью или переносит её в нетяжелой форме. Течение кори у непривитого ребенка может быть очень тяжелым с разнообразными осложнениями.
г) Краснуха.
Это острая вирусная инфекция, которая передается воздушно-капельным путем от человека к человеку. В коллективе заболевают практически все восприимчивые дети. Существуют скрытые формы болезни, когда симптоматика может напоминать совсем другую инфекцию. После перенесенного заболевания у человека вырабатывается стойкий иммунитет. Инкубационный период составляет 14-21 день. Сначала отмечается небольшое недомогание, а на затылке, за ушами и на шее могут увеличиться лимфатические узлы (это увеличение сохраняется около недели). Затем появляется сыпь, которая стремительно распространяется сверху вниз и исчезает за 1-3 дня. Состояние ребенка, как правило, существенно не меняется, хотя может отмечаться незначительное повышение температуры, боль в суставах, головная боль. Осложнения при краснухе встречаются редко.
Лечение.
Лечения как такового, в силу незначительности признаков болезни, как правило, не требуется.
Профилактика.
Главную опасность краснуха представляет для ребенка, который в момент заболевания беременной женщины находится в её утробе. Примерно у 1/3 женщин в таком случае возникает спонтанный аборт (при заболевании в первые три месяца беременности), при более позднем инфицировании весьма велика вероятность рождения ребенка с тяжелыми пороками развития.
В России в настоящее время прививка против краснухи пока не включена в график обязательных вакцинаций, поэтому врачи советуют проводить проводить профилактику этого заболевания индивидуально по инициативе родителей, особенно у девочек. Беременным введение живой вакцины против краснухи противопоказано!
Беременные должны всячески избегать контакта с больными краснухой, даже если совершенно точно известно, что в детстве они перенесли данное заболевание или были вакцинированы. Это следует делать потому, что в ряде случаев возможно повторное заболевание краснухой, кроме того, как отмечалось, под маской краснухи ребенок мог перенести иное инфекционное заболевание.
д) Свинка (эпидемический паротит).
Данное острое инфекционное заболевание вызывается вирусом и передается воздушно-капельным путём. Оно встречается повсеместно, мальчики и девочки болеют одинаково часто. Обычно считается, что больной свинкой заразен за сутки до увеличения слюнных желез и в течение трёх дней после него. За редким исключением после перенесённого заболевания вырабатывается стойкий иммунитет.
Скрытый период болезни составляет чаще всего 17-18 дней. Обычно начало болезни выглядит как увеличение одной или обеих околоушных слюнных желез. Максимальных размеров отёк железы достигает через 1-3 дня после начала болезни, редко задерживаясь после этого на срок более 7 дней. Температура повышается незначительно или остаётся нормальной. На фоне достаточно нетяжёлого течения болезни наиболее часто развиваются менингоэнцефалит, орхит, панкреатит, но возможны и другие осложнения.
Лечение.
Врачи признают, что лечение свинки проводится исключительно симптоматическое (то есть общие мероприятия и конкретные действия при возникновении осложнений), поскольку не существует зависимости между тактикой лечения и частотой и тяжестью осложнений.
Профилактика.
Главным профилактическим мероприятием в отношении свинки является рациональная активная иммунизация у детей старше 15 месяцев. В результате вакцинации вероятность заболевания резко снижается, а если всё же происходит , то заболевание протекает, как правило, без осложнений.
е) Коклюш.
Данное респираторное заболевание может развиться в любом возрасте, но наиболее тяжело оно протекает у маленьких детей. Заболевание вызывается своеобразной бактериальной палочкой, у которой есть двойники (например, паракоклюш), также способные спровоцировать возникновение сходной инфекции. В коллективе заболевают почти все восприимчивые дети, риск инфекции наиболее высок у детей в возрасте до 5 лет. Передача инфекции происходит только при непосредственном контакте с больным.
Скрытый период болезни составляет 6-20 дней. Затем, в катаральной стадии, симптоматика болезни незначительна: насморк, небольшое повышение температуры и слабый кашель в течение 1-2 недель. На данном этапе поставить правильный диагноз сложно. В дальнейшем кашель приобретает приступообразный характер, усиливается и учащается. Во время приступа ребенок синеет и краснеет, присоединяется рвота, после кашлевого толчка возникает характерный вдох со свистом (в течение 2-4 и более недель). Затем заболевание идет на убыль и заканчивается через 1-2 недели, хотя повторы такого приступообразного кашля возможны на протяжении нескольких лет при возникновении банальной респираторной инфекции.
Лечение.
Лечение коклюша представляет определенные сложности. Прежде всего необходимо устранить факторы, провоцирующие кашель, в частности, в помещении должно быть достаточно прохладно, поэтому зимой детей одевают и открывают окна и форточки. Кроме того, важно поддерживать питание ребенка на должном уровне и постоянно поить его. Антибактериальная терапия (эритромицин), как правило, проводится, хотя её эффект скорее косвенный, чем прямой.
Профилактика.
Учитывая тяжесть течения болезни в раннем возрасте и сложности при лечении, вполне обосновано проведение активной иммунизации (вакцина АКДС, эффективность которой весьма высока). В то же время именно коклюшный компонент данной сложной по составу вакцины в ряде случаев даёт серьёзные осложнения. К противококлюшной вакцинации существуют определённые противопоказания, поэтому вам необходимо детально оговорить с педиатром целесообразность данной прививки. Если противопоказаний для вашего ребёнка обнаружено не будет, то прививку, делать нужно. Ваши дальнейшие действия будут зависеть от реакции ребёнка на прививку. Если ребёнок останется непривитым против коклюша, то вам необходимо всегда помнить об этом. Если непривитой ребёнок вступит в контакт с больным коклюшем или, тем более, у него появятся начальные признаки заболевания, обязательно обсудите ситуацию с педиатром. В таких ситуациях ребёнку обычно назначается эритромицин — антибиотик, эффективный именно на данной стадии болезни.
ж) Полиомиелит.
Данное заболевание крайне коварно и, помимо явлений общей интоксикации (повышение температуры и так далее), в значительном числе случаев способно вызывать паралич нижних конечностей. Болезнь вызывается особыми вирусами, которыми можно заразиться от больного или вирусоносителя воздушно-капельным или фекально-оральным путём. Чаще данным заболеванием способны заболеть дети в возрасте до 7 лет. Инкубационный период составляет в среднем 10-12 дней. В типичном случае у непривитого человека заболевание начинается остро — с подъема температуры до 39 градусов и других общетоксических симптомов, напоминающих грипп; одновременно может болеть живот. Через 2-5 дней температура снижается, и затем, как бы внезапно, возникает неподвижность (паралич) нижних конечностей. Ноги становятся неподвижными, холодными и синюшными. Может страдать речь.
Возможное движение к выздоровлению начинается через десятки дней, и восстановление утраченных функций представляется весьма проблематичным. Привитой против полиомиелита человек также может заболеть, но у него течение болезни происходит неизмеримо легче, и достаточно быстро наступает полное выздоровление.
Лечение.
Лечить полиомиелит необходимо только в стационаре, но эффективность лечебного процесса оставляет желать лучшего.
Профилактика.
Предотвращение данной болезни относится к одному из величайших достижений человечества. Жидкую вакцину полиомиелита дают детям троекратно, начиная с трёхмесячного возраста, с промежутком в 1,5 месяца. После 1 года проводят ревакцинацию. Вакцина не даёт побочных эффектов и совместима с вакциной АКДС.
з) Столбняк.
Это ещё одно заболевание, прививка против которого делается в раннем детстве, хотя инфекция может возникнуть в любом возрасте. Столбняк — крайне тяжёлое острое инфекционное заболевание, вызываемое бактерией, которая чрезвычайно широко распространена в природе. Обычно её обнаруживают в почве вокруг населённых пунктов, куда она попадает с испражнениями травоядных животных. Заражение происходит при проникновении возбудителя внутрь организма через повреждённую кожу или слизистую оболочку. Наиболее опасны рваные и колотые раны, но заражение может произойти и через небольшие повреждения наружных покровов.
Скрытый период болезни составляет в среднем 6-14 дней. Чем он короче, тем тяжелее прогноз. Возникают неприятные боли в области раны и судороги жевательной мускулатуры. Лицо больного приобретает характерное выражение, как будто он одновременно пытается и плакать, и смеяться. Судороги быстро распространяются на все мышечные группы, нарушается дыхание, и в 40-50 процентах случаев больной погибает.
Лечение.
При самых ничтожных подозрениях на столбняк необходима срочная госпитализация больного. В специализированном отделении для лечения данного заболевания есть все необходимые условия, но , тем не менее, вероятность печального исхода высока.
Профилактика.
Всем детям, начиная с трёхмесячного возраста, начинают проводить иммунизацию против столбняка (вакцина АКДС). При любой травме кожи и слизистых оболочек при необходимости осуществляется экстренная — дополнительная — профилактика против столбняка. Больного с травматической раной, в которую потенциально могла попасть заражённая почва, необходимо обязательно показать хирургу.
Принципиальное значение имеет правильная первичная обработка всех без исключения травм кожи и слизистых оболочек и их предупреждение.
Учим ребенка кататься на велосипеде.
Год-полтора — вполне достаточный возраст для первой попытки прокатиться на трёхколёсном велосипеде. Велосипед должен соответствовать росту малыша и элементарным требованиям : удобные сиденье и руль, устойчивость, маневренность, достаточный рычаг педали, лёгкость хода, качество составляющих материалов. Хорошо, если велосипед имеет соответствующий дизайн и привлекает ребенка сам по себе. Вначале, конечно же, придётся потолкать и порулить за ребенка, но очень скоро у него возникает желание передвигаться относительно самостоятельно. Найдите подходящее место (просторная комната, двор) и вперёд!
Когда малыш уже сел на велосипед, достаточно просто несколько раз, держа ребенка за бёдра, продемонстрировать ему работу его ножек. Если ступни часто соскальзывают, подберите другую обувь или даже наклейте на педали крупную нождачную бумагу. Когда малыш будет устойчиво держаться в седле, можно начать недалёкие поездки. Очень поможет специально приспособленная палочка (можно даже закрепить её на задней оси) или же детский велосипед с длинной ручкой для родителей, которой бы вы подталкивали своё чадо в трудных местах. Дальнейший прогресс — дело техники, а пока вам придётся внимательно следить за маршрутом и скоростью передвижения, окружающими одушевлёнными и неодушевлёнными, подвижными и неподвижными объектами и за техническим состоянием средства передвижения.
Гораздо внимательнее надо пересаживать ребенка на детский двухколёсный велосипед типа «Дружок». Некоторым удальцам, конечно, удаётся сразу сесть и поехать, но мы пойдём по порядку. Вашему ребенку исполняется 3 или уже 4 года. Старый велосипед ему неудобен, из него попросту вырос. Собирайтесь и идите в магазин и ищите подходящий велосипед.
К «велосипедным» требованиям добавляются теперь: качество резьбовых соединений, наличие защитного кожуха на цепи, удобство и эффективность тормоза (желательно ножного) и многое другое. Не обойтись, видимо, и без вспомогательных боковых колёс на сделанных из профиля (а не из толстой проволоки) опорах. Желательно собрать велосипед и устроить тест-драйв прямо на месте покупки.
Велосипед этого класса предусматривает умение ребенка «смотреть вперёд и по сторонам», т.е. видеть цель, выбирать маршрут, следить за окружающей обстановкой, а также избегать резких виражей и падений. Если у него ещё не получается, будьте по возможности рядом. Проблем с педалями, рулём и пониманием, где «лево-право», в этом возрасте не возникает. Сиденье поднимите (опустите) так, чтобы нога в нижней фазе почти (но не полностью) выпрямлялась, а руль — так, чтобы ребенок не сгибался.
Когда вы убедитесь в достаточном мастерстве ребенка, можно переходить на следующий уровень — катание на двух колёсах. Это может призойти на следующий день после покупки велосипеда, а может и через год. Видимо, надо исходить из способностей ребенка. Начать лучше с упражнений. Например, катание, стоя на одной педали и отталкиваясь одной ногой, катание под незначительный уклон, опустив ноги вниз для страховки (для этого придётся опустить сиденье, чтобы ноги доставали до земли). Цель умение — держать равновесие. И поменьше бегайте за ним, держа за копюшон. Неплохо бы прокатить ребенка на багажнике или раме взрослого велосипеда, обращая по ходу его внимание на особенности управления. Это поможет настроить его вестибулярный аппарат. Через некоторое время ваш ребенок сам будет учить кататься на велосипеде младших товарищей и заодно вас. Если вашему ребенку в начале обучения попадётся такой учитель, воспользуйтесь его помощью.
Отметки о вновь приобретенных ребенком навыках: _
Заметки врача:
Характеристика развития ребенка: ___
Рекомендации врача:
Возраст: 1 год 3 месяца.
Рост в 1 год 3 месяца: ____________ см
Вес в 1 год 3 месяца: _ кг
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
1 год 3 месяца | Речь понимание (РП) | Быстро расширяется запас понимаемых слов. | |
Речь активная (РА) | Увеличивается словарный запас. | ||
Сенсорное развитие (СР) | Различает предметы по величине с разницей в 3 см. | ||
Игра (И) | Повторяет ранее видимые действия в игре. | ||
Движение (Д) | Много ходит, приседает, может пятиться. | ||
Навыки (Н) | Может самостоятельно есть ложкой густую пищу. |
Возраст: 1 год 6 месяцев.
Рост в 1 год 6 месяцев: ____________ см Норма*: мальчики — 82см, девочки — 81см
— допустимые отклонения +/- 6 см.
Вес в 1 год 6 месяца: _____________ кг Норма*: мальчики — 11,6кг, девочки — 11,1кг
— допустимые отклонения +/- 2,5кг.
Оценка психомоторного развития ребенка:
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
1 год 6 месяцев | Речь понимание (РП) | Обобщает предметы по существенным признакам. | |
Речь активная (РА) | Использует более сложные слова при общении. | ||
Сенсорное развитие (СР) | Ориентируется в формах: шарик, кубик, кирпичики и т.д. | ||
Игра (И) | Копирует в игре часто наблюдаемые действия взрослых. | ||
Движение (Д) | Перешагивает препятствия приставным шагом. | ||
Навыки (Н) | Самостоятельно ест ложкой жидкую пищу. |
Возраст: 1 год 9 месяцев.
Рост в 1 год 9 месяцев: ______________ см
Вес в 1 год 9 месяцев: _______________ кг
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
1 год 9 месяцев | Речь понимание (РП) | Понимает рассказ по картинке, отвечает на простые вопросы | |
Речь активная (РА) | Обозначает действия двумя словами, использует глаголы. | ||
Сенсорное развитие (СР) | Ориентируется в размерах с разницей в 3см. | ||
Игра (И) | Выполняет несложные постройки из кубиков — домик, ворота и т.д. | ||
Движение (Д) | Ходит по невысокому бруску высотой и шириной 15-20 см. | ||
Навыки (Н) | Часто надевает простые вещи с помощью взрослого. |
Возраст: 2 года.
Рост в 2 года: __________ см Норма*: мальчики — 88см, девочки — 86см
— допустимые отклонения +/- 6 см.
Вес в 2 года: ____________ кг Норма*: мальчики — 12,7кг, девочки — 12,2кг
— допустимые отклонения +/- 2,5кг.
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
2 года | Речь понимание (РП). | Понимает простой рассказ взрослого о событиях прошлого | |
Речь активная (РА) | Употребляет в речи прилагательные и местоимения. | ||
Сенсорное развитие (СР) | Подбирает по образцу и просьбе предметы контрастных видов. | ||
Игра (И) | Выполняет ряд простых логических последовательных действий. | ||
Движение (Д) | Перешагивает препятствия высотой 15 см чередующимся шагом. | ||
Навыки (Н) | Частично самостоятельно одевается. |
Отметки о недомоганиях ребенка:
Числа (период болезни) | Характеристика недомогания (болезни) |