Год третий
Третий год жизни.
Физическое развитие ребенка.
К трём годам ребенок обычно осваивает трёхколёсный велосипед; умеет играть со сверстниками, обмениваться игрушками. Выполняет одновременно два действия: топает и хлопает. Качается на качелях. Скатывается на санках. Учится ходить на лыжах. Не боится плавать, поддерживаемый взрослым. Легко перешагивает через препятствия на полу (брусочки) чередующимся шагом. Быстро проходит по наклонной доске. Перепрыгивает через линию на полу. Прыгает в длину с места на двух ногах. Спрыгивает с небольшой высоты. Бегает, прыгает. Бросает и ловит мяч. Подражает движениям сверстников: бегает, прыгает, бросает, подлезает, кружится.
Показатели физического развития:
3 года | Длина тела (см) | Масса тела (кг) | Окружность грудной клетки (см) |
Мальчики | 92-99 | 13,7 — 16,1 | 50,3 — 54,7 |
Девочки | 91-99 | 13,1 — 16,7 | 49,8 — 53,9 |
Дети и спорт.
Все мы, родители, хотим, чтобы наши дети росли крепкими, здоровыми. А что для этого надо?
Правильно, заниматься спортом.
Но заниматься профессиональным спортом дошкольникам рано (да и не многим нужно). Скорее всего, для детей до 6-7 лет речь должна идти об элементах спорта, которые могут стать основой для его дальнейшего гармоничного развития.
Нижегородская региональная медицинская ассоциация видит следующие этапы эволюции ребенка в части освоения спортивных навыков и формирования здорового образа жизни:
Малышам с момента рождения до года делают укрепляющий массаж и проводят занятия по развитию навыков, о чём мы подробно говорили выше ( и надеюсь, что не только говорили, но и выполняли эти процедуры). После того как ребенок научился ходить, с ним можно делать несложную гимнастику в игровой форме.
Зимой детям с полутора лет можно устаивать игры на улице с санками. Но перед тем, как позволить ребенку самостоятельный спуск с горы, съезжайте с ним вместе, потом вместе тяните санки наверх, чтобы у малыша запечатлелся в памяти весь комплекс обязанностей. Постарайтесь найти единомышленников. Малыши могут катать друг друга по ровным дорожкам. Это упражнение развивает силу, ловкость, решительность.
С 2,5 — 3,5 лет ребенок может освоить лыжи. Подберите лыжи по росту ребенка (до конца вытянутых пальцев вытянутой руки), а не на вырост. Сначало шагайте без палок, потом с палками. Увеличивайте время прогулки на лыжах от 10 до 40 минут (если ваш малыш не устает, можно и больше). Лыжи — универсальное средство для здоровья (совершенствуются бронхо-лёгочная, сердечно-сосудистая, нервная системы).
Плавание предупреждает сколиоз. Старайтесь как можно раньше научить ребенка плавать (это очень важно). Тогда и осанка будет хорошая, и руки сильные, и дыхательная система в норме. С трёх лет дети могут понемножку кататься на устойчивых роликах, но только при самом активном участии взрослых и наличии соответствующей экипировки (налоконники, наколенники, перчатки, шлем).
В этом же возрасте дети начинают ездить на велосипедах (сначало на трёхколесном). До велосипеда можно освоить самокат. С его помощью ребенок научится держать равновесие. Приучайте детей отталкиваться обеими ногами попеременно для равномерного развития мышц.
При выборе велосипеда важно, чтобы его размеры соответствовали росту ребенка. Если велосипед мал, это неблагоприятно сказаться на развитии костного скелета, связочного аппарата и на формирование осанки.
С пяти лет можно понемногу заниматься коньками, только соблюдайте правила безопасности. Катайтесь при небольшой минусовой температуре. Известно, что фигурное катание улучшает работу сердца и сосудов.
То же можно сказать и о гимнастике. Восточными единоборствами заняться можно не раньше 7 лет.
Занятия легкой атлетикой, боксом, игровыми видами спорта обычно рекомендуют начинать с 10-11 лет, работа с тяжестями ( тяжелая атлетика, атлетическая гимнастика) с 13-14 лет.
ВНИМАНИЕ! Не забывайте и о дозировке физической нагрузки в зависимости от возраста ребенка, уровня подготовленности, состояния здоровья. Если умеренно заниматься разнообразными видами спорта, ребенок будет гармонично физически развиваться.
Учим ребенка плавать.
На земле, где родились Олимпийские игры, в древние времена о невежественном и неспособном человеке говорили: «Он не умеет ни плавать, ни читать». Поэтому плавание — одно из важнейших и полезнейших умений которыми должен овладеть человек, в первую очередь, для своего же здоровья. Уже к семи-девяти месяцам ребенок может и должен уметь самостоятельно держаться на воде 8-10 минут. Надо лишь соблюдать два основных условия: оптимальная температуры воды и постепенность обучения (при ежедневных занятиях ко времени пребывания в воде прибавлять каждый раз по 30-40 секунд).
Ниже приводим примерное содержание занятий по плаванию. Этими наставлениями могут воспользоваться родители для обучения детей плаванию в любом возрасте.
- В чисто вымытый таз налить тёплой воды. Поставить его на табуретку, бросить чайную ложку, зубную щётку или другой предмет. Показать ребенку, как можно достать предмет, погрузив лицо и уши в воду (глаза должны быть открыты). Не следует ребенка торопить, лучше в игровой форме заинтересовать малыша пловца, сравнив это упражнение с работой водолаза. Упражнение выполняется 3-7 раз в течение 2-5 дней.
- Научить ребенка пускать пузыри в воду. Сначала глубоко вдохнуть, потом окунуть лицо в воду и выпустить воздух. Упражнение выполняется 2-4 раза в каждый день.
- Научить задерживать дыхание в воде на 3-10 сек (в зависимости от возраста и возможностей ребенка), не глотая воду.
- Научить поворачивать голову вправо и влево (куда удобнее) и дышать, не отрывая головы от воды: при повороте головы в сторону глубоко вдохнуть; повернув голову лицом вниз, выдохнуть воздух в воду. Упражнение выполняется 3-5 раз.
- Научить выполнять упражнение «поплавок». На мелком месте или в ванне глубоко вдохнуть, задержать дыхание, окунуться с головой и обхватить колени руками. Упражнение выполняется 3-5 раз.
- Научить скольжению в воде. Выбрать мелкое место, где вода не выше груди ребенка. К концу круглой палочки длиной 15-20 см привязать веревку. Ребенок берёт её в руки и ложится на воду. Родители или старшие дети тянут «юного пловца» вдоль берега. Они идут, а малыш за ними «плывёт», скользит. Нужно следить, чтобы тело ребенка было расслаблено, руки, ноги прямые. Вначале упражнение выполняется с поднятым для свободного дыхания лицом, в дальнейшем — с выходом в воду и поворотом лица в сторону для вдоха. Упражнение выполняется 35 раз по 20-60 сек, интервалы отдыха определяются индивидуально.
- Научить ребенка скользить по воде самостоятельно. Стоя на дне (вода доходит до пояса), повернуться лицом к берегу, поднять руки вверх, глубоко вдохнуть и, оттолкнувшись вперёд и вверх от дна ногами, лечь на воду. Тело выпрямлено, лицо в воде. Ребенок по инерции двигается к берегу. Упражнение выполняется 5-7 раз.
- Научить движениям ногами при плавании. Взяв надувной резиновый круг или мяч, ребенок ложится на грудь, руки вытянуты вперёд. Поочерёдными ударами ног по воде, напоминающими удары хлыста, поддерживается равновесие. По мере усвоения движений длина проплывов увеличивается. Необходимо следить, чтобы тело было вытянуто. Упражнение повторяется 3-5 раз по 13 метров каждый день, пока движения ног не станут автоматичными.
- Учить ребенка взаимосвязанным движениям руками и головой. Голова при выдохе опущена в воду лицом вниз, при вдохе — повёрнута вправо или влево (кому как удобнее). Руки в это время работают поочерёдно. Конец выдоха и вдох делают под одну из рук, когда рука замахивается для очередного гребка. Последовательность обучения этому упражнению следующая: сначала движения выполняются на берегу, затем, стоя в воде по пояс, наклониться так, чтобы подбородок находился у поверхности воды. Правую руку вытянуть, а левую согнуть и подвести к плечу, при этом ладонь должна быть повернута вниз. Из этого положения нажать правой рукой на воду и загрести её к себе. Закончив гребок у груди, подвести ладонь к плечу. Одновременно левая рука выдвигается вперёд, в исходное положение. Таким способом производят поочерёдно нажимы на воду и загребающие движения руками. Дышать так, чтобы вдох происходил во время гребка одной рукой, а выдох — в остальное время.
Освоив эти движения, ребенок должен ещё больше наклониться вперёд и гребками рук поддерживать себя в этом положении, слегка опираясь о дно пальцами ног. Теперь это упражнение можно попробовать выполнить в движении, лишь касаясь пальцами ног дна и с поднятой над водой головой. Постепенно ребенок сможет поднять ноги и начать ими работать. На этой стадии обучения будьте особенно бдительны, соблюдайте меры предосторожности. Все упражнения следует выполнять в направлении к берегу или вдоль него. Будьте готовы в любой момент оказать ребенку помощь.
При обучении плаванию не надо торопиться. Каждое новое упражнение начинайте, повторив все предыдущие, в той же последовательности.
Если родители запасутся терпением и придадут занятиям игровую форму, то дети не только освоят навык плавания в течение 20-30 занятий, но и укрепят своё здоровье.
Внимание! Если ребенок сильно боится опускать голову под воду или как говорится, занятия идут не на пользу, тогда для вас приведу ниже рекомендации детского тренера по плаванию (бывшего профессионального спортсмена, а точнее спортсменки).
В течение 5 лет я занималась обучением детей плаванию и из этого делаю следующие выводы: не надо самим пытаться научить ребенка плавать до 4-6 лет если вы точно не знаете как это надо делать.В таком возрасте ребенку достаточно обычного контакта с водой с использованием поддерживающих средств (надувные и пенопластовые игрушки, поддерживающие нарукавники, жилеты и воротники). В данном возрасте не надо стремиться обучить ребенка кролю на спине или кролю на груди, не надо учить согласованию дыхания с движениями рук или ног и т.д.
Абсолютно одинаковый эффект будет и от обычного купания и если бы ваш ребенок мог плавать на спине или как-то ещё. Главное — контакт с водой и положительные эмоции. Можно в воде играть в различные игры, бегать по дну, подпрыгивать на месте и совсем не уметь плавать, но при этом получать большую пользу и удовольствие.
А можно учить маленького ребенка плавать по всем правилам, вот только он вряд ли будет этому рад. В своей практике я очень часто сталкивалась с боязнью воды у детей 5-7 лет (один ребенок из 15-20), что было связано с попытками родителей самостоятельно научить их плавать. Таких детей очень трудно потом научить плавать и помочь им полюбить воду даже опытному тренеру. Поэтому призываю родителей не рисковать чувствами своих детей!
До 2-3 лет детям достаточно купания с надувными игрушками под присмотром родителей и с их активным участием в игровом процессе. В 3-5 лет можно научить ребенка лежать на воде (на спине) и познакомить ребенка с физическими качествами воды (что вода сопротивляется движению наших рук и ног, что на вдохе человек плавает, а на выдохе опускается под воду, что при горизонтальном положении тела человек хорошо держится на воде, а в вертикальном плохо и т.д.). Если ребенок проявляет активный интерес и способности к обучению плаванию можно попробовать и в этот период научить его самым простым элементам плавания, но лучше под руководством тренера-преподавателя. Главный аспект в этом возрастном периоде — НЕЛЬЗЯ давать плавать детям в резиновых надувных кругах, как это делали раньше. В круге ребенок находится в вертикальном положении — голова наверх, руки держатся за круг, а ноги направлены вниз. Потом очень сложно научить ребенка лежать на воде, остаётся доминанта к вертикальному положению, а принять лежачее положение в круге очень тяжело. Надо использовать такие поддерживающие средства, которые позволяют ребенку свободно лежать на воде и увеличивают его плавучесть (надувные воротники, нарукавники и пояса).
Самый благоприятный возраст для обучения детей плаванию 6-7 лет. Они уже в состоянии понимать, что от них требует преподаватель. Дети этого возраста способны 15-20 минут внимательно слушать и правильно выполнять указания преподавателя. Без этого невозможно добиться нужного результата. В плавании есть такое понятие как «чувство воды» — оно обеспечивается барорецепторами кожи и проприорецепторами мышц и в возрасте 6-7 лет ребенок уже может адекватно реагировать на сигналы, посылаемые этими рецепторами в центральную нервную систему. До этого возраста ребенок чувствует давление воды на тело, её движение и сопротивление, но не может сопоставить эти ощущения с тем что надо делать для улучшения своей плавучести. Исходя из этого, я советую начинать обучение плаванию, в полном смысле этого слова, в 6-7 лет и лучше под руководством тренера по плаванию.
Отметки о вновь приобретенных ребенком навыках: _
Заметки врача:
Характеристика развития ребенка: ___
Рекомендации врача:
Возраст: 2 года 6 месяцев.
Рост в 2 года 6 месяцев: _____________ см Норма*: мальчики — 93см, девочки — 91см
— допустимые отклонения +/- 6 см.
Вес в 2 года 6 месяцев: ____________ кг Норма*: мальчики — 13,7кг, девочки — 13,3кг
— допустимые отклонения +/- 2,5кг.
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
2 года 6 месяцев | Грамматика речи (РА Г) | В речи использует сложные предложения с придаточными. | |
Речь активная, вопросы (РА В) | Начинает задавать вопросы «где?», «когда?». | ||
Сенсорное развитие, различение формы (СР Ф) | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм. | ||
Сенсорное развитие, различение цвета (СР Ц) | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. | ||
Игра (И) | Усложняет сюжетные игры с логической последователь-ностью действий: кормит и укладывает спать куклу и т.д. | ||
Конструктивная деятельность (КД) | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. | ||
Игровая деятельность (ИД) | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует. | ||
Навыки одевания (НО) | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки. | ||
Навыки кормления (НК) | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть. | ||
Движение (Д) | Перешагивает препятствиявысотой 20см чередующимся шагом. |
Возраст: 3 года.
Рост в 3 года: ___________ см Норма*: мальчики — 97см, девочки — 96см
— допустимые отклонения +/- 7 см.
Вес в 3 года: ______________ кг Норма*: мальчики — 14,7кг, девочки — 14,3кг
— допустимые отклонения +/- 3кг.
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
3 года | Грамматика речи (РА Г) | В речи использует сложносочиненные и сложноподчиненные предложения.) | |
Речь активная, вопросы (РА В) Начинает задавать вопросы «где?», «когда?» | Начинает задавать вопросы «где?», «когда? | ||
Сенсорное развитие, различение формы (СР Ф) | Подбирает по образцу предметы основных геометрических форм. | ||
Сенсорное развитие, различение цвета (СР Ц) | Подбирает по образцу и просьбе предметы основных цветов: белый, черный, красный, синий, зеленый, желтый. | ||
Игра (И) | Усложняет сюжетные игры с логической последовательностью действий: кормит и укладывает спать куклу и т.д. | ||
Конструктивная деятельность (КД) | Выполняет простые сюжетные постройки, сам называет их. | ||
Игровая деятельность (ИД) | Начинает пользоваться карандашом, но рисунок отсутствует. | ||
Навыки одевания (НО) | Может сам полностью одеваться, за исключением застегивания и шнуровки. | ||
Навыки кормления (НК) | Правильно держит ложку, умеет самостоятельно аккуратно есть. | ||
Движение (Д) | Перешагивает препятствия высотой 20см чередующимся шагом. |
Внимание! Развитие соответствует возрасту, если ребенок выполняет не менее пяти заданий возрастного минимума, при меньшем количестве следует получить консультацию неврапотолога.
Примечание: советую не переусердствовать с частыми консультациями у узких специалистов, последнее чревато — у ребенка могут обнаружить отклонения в развитии, которого у него на самом деле нет.
Отметки о недомоганиях ребенка:
Числа (период болезни) | Характеристика недомогания (болезни) |
Идти в ясли-сад или оставаться дома?
Когда отдавать ребенка в детский сад? И стоит ли вообще это делать? Как считают специалисты, тут важен индивидуальный подход. Если один из родителей чаще находится дома, и у малыша есть возможность поиграть с другими детьми, можно и повременить. Но при этом должен соблюдаться необходимый для ребенка распорядок дня. Если ребенка оставляют на полный день дома, очень важно, чтобы педагогические возможности и умения старших соответствовали известным нормам. Когда день с родителями проходит очень неритмично, не укладываясь в требуемый режим с определённым временем питания и сна, при этом дома царит нервозная, суетливая атмосфера, ребенку будет полезнее посещать ясли-сад.
«Созревшими» для детского сада считаются дети, которые уже достаточно готовы для общения и отличаются некоторой самостоятельностью, то есть такие малыши, которые не держатся постоянно за подол матери. Ребенок может играть с другими детьми. А если он куда-то ходил с ними, то, вернувшись, обязательно рассказывает вам, где был и что видел. Такой малыш вполне подходит для посещения детского учреждения. Ребенок, готовый к саду, способен от начала до конца выслушивать рассказ или историю.
При этом новую информацию он впитывает, открыв рот и забывая в этот момент обо всем на свете. Малыш уже способен фокусировать свое внимание, и его воображение готово к восприятию слова. Ребенку в таком случае несложно будет выполнять требования, которые ему будут предъявлять в саду.
Все перечисленные качества, как правило, формируются у ребенка к 3-4 годам. И если вашему малышу более 3,5 лет, при этом он любит действовать независимо, с большим увлечением слушает ваши рассказы, а также с удовольствием выполняет задания, то вы можете смело вести его в детский сад.
Проблема адаптации к детскому саду.
Ни для кого не секрет, что новые дети в детском саду доставляют немало хлопот и воспитателям и родителям, когда вечером приходят домой. Есть много книг, в которых мы можем прочесть о проявлениях «адаптационной болезни», ведь многие дети, поступив в детский сад, начинают болеть, и довольно часто. Это не случайность — дети переживают эмоциональный стресс со всеми его отрицательными последствиями, только мы, взрослые, не очень-то задумываемся над этим и не всегда относимся к этому достаточно серьезно («переплачет»).
В то же время родители склонны частые проявления адаптационного стресса приписывать плохой работе воспитателей. Поэтому ниже приводится мнение ученых по этому вопросу, а также перечень тех мер, которые необходимы для смягчения проявления «адапционной болезни».
Успех этих мероприятий зависит от взаимных усилий родителей и воспитателей. Наблюдения в период адаптации за детьми раннего и дошкольного возраста показали, что в функциональном состоянии организма ребенка возникают сдвиги, сопровождающиеся отчетливым изменением эмоциональноповеденческих реакций и другими клиническими проявлениями. Почти у всех детей раннего возраста и у одной трети детей дошкольного возраста отмечаются реакции «биологической осторожности» или протеста, которые выражаются в виде плача, страха, агрессивных действий или общей заторможенности, негативизма. Социальные контакты и речевая активность уменьшаются вплоть до их исчезновения. Дети теряют часть приобретённых ранее навыков. У них резко снижается аппетит, нарушается продолжительность и глубина сна.
В некоторых случаях отмечается задержка темпа нервно-психического и физического развития. Вот почему не следует судить об умственном развитии ребенка в первые дни пребывания в детском саду. Соматические изменения проявляются в потере массы тела, усилении бледности кожи, сухости слизистых, похолодании конечностей, учащении пульса. Степень выраженности выраженности указанных выше отклонений зависит от возраста ребенка, состояния его здоровья и индивидуальных особенностей.
Поэтому при организации жизни вновь поступающих в детский сад детей должны соблюдаться как общепринятые правила, так и специальные мероприятия, рассчитанные на облегчение состояния в периоде адаптации детей, часто болеющих и с другими пограничными состояниями:
- Первичный приём ребенка должен проводиться совместно с врачом педиатром и педагогом. При первичном осмотре ребенка в дошкольном учреждении собираются дополнительные сведения по анамнезу жизни ребенка, состоянию здоровья и поведению, а также назначаются дополнительные мероприятия в период адаптации.
- Общие правила ведения ребенка в период адаптации:
- укороченное время пребывания ребенка в дошкольном учреждении; время пребывания в группе увеличивается постепенно в зависимости от поведения ребенка на 1-2 часа в день;
- сохранение привычных для ребенка воспитательных приёмов (кормление, укладывание на сон и т.д.), причём, чем младше ребенок, тем это более необходимо;
- организация бодрствования вновь поступившего ребенка с учетом его желания (играть одному или с другими детьми, участвовать в занятиях или нет и т.д.);
- отказ от применения специальных мер закаливания, обеспечение ребенку теплового комфорта, рекомендация вечером дома тёплых гидропроцедур.
- Специальные мероприятия, расчитанные на облегчение адаптационного периода у часто болеющих детей.
В первые дни разрешается:
- присутствие родителей, если того требует поведение ребенка;
- чаще предлагать ребенку теплое питьё;
- медицинский отвод от профилактических прививок до окончания периода адаптации (не менее чем на один месяц); в настоящее время в связи с неблагоприятной эпидемиологической ситуацией в детский сад дети без прививок не принимаются;
- по возможности не производить в учреждении травмирующих медицинских манипуляций, которые могут вызвать отдельные реакции у ребенка (стричь ногти, волосы, брать кровь на анализ);
- использование музыкальных занятий в качестве фактора, улучшающего эмоциональное состояние и самочувствие ребенка;
- применение расслабляющего массажа;
- применение лейкоцитарного интерферона путём закапывания в нос,
распыления или в виде мази; - применение комплекса витаминов и препаратов, регулирующих метаболические процессы.
Дома также надо обеспечить ребенку в период адаптации щадящий режим (рациональное питание, дневной сон, более продолжительное время пребывания на свежем воздухе) с учетом врачебных и педагогических рекомендаций. Обстановка в семье должна быть спокойной, обращение родителей с ребенком — особенно ласковым.
Адаптация считается завершенной, если восстановлено всё, что было нарушено. Последним, как правило, восстанавливается контакт с детьми.
Научные исследования доказали, что можно облегчить трудности адаптации, если придерживаться определённых правил подготовки ребенка и ведения его в период адаптации.
Общие рекомендации и мероприятия по подготовке детей к поступлению в детское учреждение и организация периода адаптации для здоровых детей:
№ | Мероприятия и рекомендации | Семья | Детский сад |
1 | Режим | Возрастной, максимально приближен к детскому саду | Укороченное время пребывания в детском саду |
2 | Питание | Набор продуктов по возрасту. Привитие навыков самостоятельной еды. | Сохранение привычного способа питания в период адаптации. Не кормить носильно. |
3 | Гимнастика и массаж | По возрасту. Желательно овладение родителями элементарными приемами массажа. | Занятия по возрасту. Специальный комплекс дома. |
4 | Закаливание | Закаливание по любой методике. | Закаливание в учреждении. Тёплые гидропроцедуры дома. |
5 | Воспитательные воздействия | Занятия по возрасту, особое внимание уделить умению занять себя. | Занятия по возрасту и развитию при отсутствии негативной реакции ребенка. |
6 | Профилактические прививки | По календарю. Не позднее чем за месяц до поступления. | Не раньше окончания адаптации. |
7 | Профилактика фоновых состояний | По рекомендации врача. | По рекомендации врача. |
8 | Диспансеризация | Врачебное наблюдение по возрасту. При необходимости — консультация педагога. | При необходимости — консультация врача- педиатра и других специалистов. |
9 | Анализы | Анализ крови, мочи, кала на яйца глистов и кишечную группу. | По календарю. Не желательны никакие травматические процедуры до конца адаптации. |
10 | Врачебные назначения | Здоровым детям никакие лечебные мероприятия не показаны. | Фитопрепараты: шиповник, зверобой, шалфей, пустырник. Комплекс витаминов, массаж и др |
Закаливание.
Закаливание — это система мероприятий, направленных на повышение устойчивости генетически предопределённых механизмов защиты и приспособления организма ко многим факторам, с тем чтобы суточные и сезонные, периодические и внезапные изменения температуры, атмосферного давления, магнитных и электрических полей Земли и другие неблагоприятные процессы не вызывали резких изменений гомеостаза.
Гомеостаз — это постоянство внутренней среды организма (о постоянстве говорят пульс, дыхание, артериальное давление и другие функциональные показатели). У закалённого человека при резких изменениях внешней среды, например колебаниях, не происходит серьёзных нарушений в деятельности внутренних органов, т.е. он не болеет.
Очевидно, что нельзя закалить ребенка раз и навсегда, придумать таблетку или заварить травку, которая решит все проблемы. Значит, закаливание — это образ жизни детей дома и в детском саду.
Есть механизмы защиты, а есть механизмы компенсации, т.е. кому-то нужно только поддерживать определённый уровень здоровья, а кому-то необходимо повышать этот уровень.
Специальное закаливание для каждого индивидуально. Оно возможно только в семье, а в детском учреждении следует выбирать только те методы и методики, которые абсолютно безвредны для всех. Механизмы защиты и компенсации генетически предопределены, т.е. существуют люди, изначально более закалённые. Если мы будем ориентироваться только на них, то мы никогда не поможем ослабленным детям, мы просто сорвём адаптационные механизмы, тем более что в детский сад приходят, как правило, незакалённые и ранее незакаливаемые дети.
Поэтому, приступая к закаливанию, мы ставим перед собой следующие
задачи:
- проведение медицинского обследования детей, в том числе физического развития и функционального состояния детского организма, с последующей комплексной оценкой общего состояния здоровья ребенка;
- выявление показаний к проведению определённого вида закаливания, дозирование закаливающих мероприятий (группа закаливания);
- выбор метода закаливания;
- определение соответствия закаливающей нагрузки функциональным возможностям ребенка;
- организация совместной работы детского сада и родителей, проводящих со своими детьми закаливающие мероприятия;
- консультации по вопросам закаливания и формирования здорового образа жизни.
Одна из схем закаливания детей в дошкольном учреждении и дома:
Дни недели | В утренние часы (дома или в детском учреждении в суточной группе) | Днём в детском учреждении | Перед ночным сном (дома или в детском учреждении в суточной группе) |
Понедельник | Умывание, полоскание горла или питьё воды. | Две прогулки в течение дня. Воздушные ванны при переодевании. | Хождение босиком с последующим обливанием стоп. |
Вторник | Влажное обтирание. | Прогулка. Воздушная ванна на занятиях гимнастикой. | Воздушная ванна перед сном. |
Среда | То же. | Прогулка. Воздушная ванна на занятиях гимнастикой. | Хождение босиком с последующим обливанием стоп |
Четверг | Душ. Полоскание горла. | Прогулка. Воздушная ванна при переодевании. | Воздушная ванна перед сном. |
Пятница | Влажное обтирание или душ. | Прогулка. Воздушная ванна при переодевании. | Хождение босиком с последующим обливанием стоп. |
Суббота | Душ. Полоскание горла. | Прогулка и закаливание на воздухе с родителями. | Гигиеническая ванна с последующим контрастным обливанием. |
Воскресенье | Обмывание или душ. Полоскание горла. | Прогулка и закаливание на воздухе с родителями. | Воздушные ванны. |
Начинать закаливание рекомендуется с первого месяца жизни ребенка — закаливание воздухом, солнечными лучами, водой. Если мама с самого раннего возраста проводит закаливание малыша и выполняет закаливающие процедуры правильно, ребенок её — даже родившийся слабеньким и вообще недоношенным — быстро нагоняет в физическом отношении своих ровесников и отличается весьма крепким здоровьем; организм такого ребенка демонстрирует высокую сопротивляемость инфекции. Но как быть маме, которая в своё время по незнанию, неопытности или другим каким-то причинам не начала закаливать своего малыша, и он у неё болел простудными заболеваниями по нескольку раз в год?
Эта мама должна знать, что начинать закаливание ребенка никогда не поздно. Правда, приступать к закаливанию следует осторожно, строго соблюдая принцип постепенности; если обрушиться на ребенка с закаливающими процедурами как снег на голову, можно вместо пользы причинить ребенку серьёзный вред.
Начиная закаливание, всегда нужно принимать во внимание индивидуальные особенности ребенка — уровень физического и психического развития, заболеваемость ребенка, состояние его здоровья на данный момент и т.д. Если мама не может принять решение сама, в этом деле ей, конечно же, поможет участковый детский врач.
Общие рекомендации по закаливанию детей.
Мама, уставшая от простудных болезней своего обожаемого малыша, мама, решившая, наконец, начать закаливание ребенка, должна взять себе на заметку следующие наши общие рекомендации:
- лучше всего приступать к закаливающим мероприятиям в летнее время где-нибудь в сельской местности (на даче или снимая домик в деревне), на фоне полноценного, изобилующего витаминами питания, на свежем воздухе;
- закаливающие процедуры будут особенно эффективны и для ослабленного ребенка не опасны в плане возобновления простуд, если будут выполняться в сочетании с гимнастическими упражнениями;
- закаливающие процедуры с самого начала должны быть систематическими: если они начаты, то должны выполняться ежедневно, причём в одно и тоже время; если мама одну неделю закаливает ребенка, а другую неделю забывает об этом, потом же, вспомнив, начинает процедуры вновь, она не только поступает неправильно, но и может малышу навредить. Закаливающие процедуры должны проводиться регулярно;
- ребенок должен принимать закаливающие процедуры с удовольствием, с желанием, с радостью; возможно, прежде, чем приступать к закаливанию, маме придётся подготовить ребенка к процедурам психологически , убедить его в необходимости процедур; чтобы ребенок привык к процедурам и относился к ним без боязни, первые процедуры должны выполняться в щадящем режиме (соблюдение того же принципа постепенности);
- если ребенок, ежедневно получающий закаливающие процедуры, вдруг заболел каким-либо простудным заболеванием, то, конечно же, закаливание следует временно прекратить; но если ребенок заболел не сильно, то закаливание можно продолжать; мама при этом, однако, должна решить от каких процедур на время отказаться, а какие процедуры выполнять (например, отказавшись от прохладного душа, от контрастного душа, от обливания водой из кувшина, можно продолжать воздушные ванны, умывание холодной водой и мытьё рук в холодной воде, а также — обливание ног); основные закаливающие процедуры, от каких на время приходится отказываться, можно будет продолжать, когда ребенок пойдёт на поправку и когда организм его окрепнет;
- при закаливании водой должна использоваться вода такой температуры, которая, закаливая организм, не доставляет ребенку неприятных ощущений, не вызывает переохлаждения организма (ибо переохлаждение — важнейшая из причин простудных заболеваний); та или иная температура воды устанавливается мамой для её ребенка в индивидуальном порядке (следует знать, что в начале закаливания эта температура будет чуть выше, в дальнейшем она должна быть несколько понижена); контролировать, достаточно ли холодная вода для закаливания и не слишком ли она холодна, несложно; всякий раз начиная процедуру, мама долна внимательно следить за реакцией ребенка: если он спокоен и весел, не плачет не протестует, если не появляется так называемая «гусиная кожа», значит, температура воды подобрана правильно; если пульс у ребенка не учащается, значит, вода слишком теплая, и температуру её нужно понизить; если имеет место эффект «гусиной кожи», если ребенок начал дрожать, стучать зубами, капризничать и плакать, значит, вода чересчур холодная, и её следует немного подогреть.
Далее рекомендации о закаливающих процедурах, к каким можно прибегать, закаливая ребенка трёх-пяти лет.
Воздушные ванны.
Воздушная ванна, или закаливание прохладным воздухом,- является простейшей из закаливающих процедур. О закаливаниях воздухом следует помнить, отправляя ребенка гулять на улицу. В холодное время года многие мамы, боясь простудить своих детей, кутают их — и поступают неправильно; организм ребенка, одетого слишком тепло, с одной стороны, не закаливается, а с другой стороны, сто одежек мешают ребенку свободно двигаться, вызывают чрезмерное потоотделение и чувство дискомфорта. Другое дело, когда мама одевает ребенка более-менее легко. Движения малыша практически не стеснены, а чтобы ему не было холодно, он должен активно двигаться. Мама, которая не надевает нна ребенка в холодное время года по две кофты и по четверо штанов, может считать, что уже закаливает его.
В условиях дома процедура закаливания может выглядеть следующим образом. Мама выводит ребенка из его комнаты в другое помещение и , открыв в детской комнате форточку, осуществляет проветривание; столбик термометра должен опуститься до отметки 19˚С. Мама закрывает форточку и приглашает ребенка.
Малыш входит в комнату, оставаясь в той одежде, в какой он ходит дома всегда, — то есть в домашней одежде. Он сразу ощутит разницу температур и, может быть, даже немного поежится, но не простынет,- поскольку воздух в комнате быстро прогреется. При этом мама может быть вполне уверена: пока воздух в комнате прогревается, ребенок закаливается. Неделя за неделей мама увеличивает время проветривания комнаты; это значит, что температура воздуха в комнате ещё понижается. Столбик термометра должен указывать 16˚С или 17˚С. Описанные процедуры следует делать два-три раза в день. Так постепенно ребенок закаливается.
Воздушную ванну ребенок должен принимать и во время утренней гимнастики. Ребенка, выполняющего физические упражнения, следует одевать легко — в маечку и трусики. Форточка открыта , температура воздуха в помещении — 16-17˚С. Главное, что бы не было сквозняка!
Обтирания.
Обтирания, которые ещё называют влажными обтираниями, по степени эффективности закаливающего воздействия, много выше воздушных ванн. Закаливания ребенка с помощью обтираний, мама также соблюдает принцип постепенности, о котором мы говорили раньше. Самые первые влажные обтирания можно назвать символическими: обтираются только руки и ноги и используемая вода не очень холодна; постепенно увеличивается площадь обтираний и понижается температура используемой воды. Для выполнения процедуры необходимы полотенце, кувшин с водой и водный термометр. Первые процедуры обтирания выполняются с использованием воды, температура которой 28˚С (мама, не имеющая опыта закаливания, должна знать, что после того как смоченное водой полотенце отжимается, температура воды, впитанной полотенцем, понижается на 1-2˚С; причина — в начавшемся процессе испарения). Выдерживая указанную температуру воды, мама делает обтирания ребенка один раз в день; и так она закаливает его в течение недели. В первые несколько дней обтираются только конечности, но с пятого дня уже можно обтирать и все тело. По истечении недели такого закаливания, когда малыш к обтираниям уже попривыкнет, температуру используемой воды следует понизить на 2˚С. В дальнейшем температуру воды следует таким образом понижать через каждые пару дней. Так, постепенно температура воды, используемой для обтираний, доводится до 17-18˚С. И уже с водой этой температуры мама закаливает ребенка постоянно.
При закаливании детей болезненных, отличающихся слабой сопротивляемостью организма, отстающих от ровесников в физическом развитии, следует прибегать к более медленному снижению температуры используемой в процедуре обтирания воды. Температура воды понижается на 2˚С не каждые два дня, а каждые 5-6 дней или даже через неделю. При обтирании движения выполняются в направлении тока лимфы и венозной крови — от периферии к центру; так, например, когда мама делает ребенку обтирания конечностей, она выполняет движения от кончиков пальцев к туловищу; при обтирании живота выдерживается круговое направление — по ходу стрелки часов; при обтирании спины — направление от крестца вдоль позвоночного столба и далее к лопаткам.
Таким образом, процедура обтирания становится ещё и отчасти процедурой массажа. Продолжительность процедуры обтирания — до 2 минут. Как только мама завершает обтирание, она приступает к растиранию тела ребенка сухим полотенцем. Растирание делается в течение 1-2 минут, по возможности энергичнее. Тело ребенка при растирании быстро разогревается. Кроме того, имеет место очень важная реакция периферических кровеносных и лимфатических сосудов; они расширяются, наполняются кровью и лимфой, что не может не способствовать быстрой замене крови в тканях — замене застоявшейся крови, в которой мало кислорода и питательных веществ, но много углекислоты и побочных продуктов обмена веществ, на кровь свежую, приносящую кислород и питательные вещества. Ребенок в результате обтирания и энергичного растирания ощущает прилив бодрости и сил, у него сразу улучшается настроение.
Обливания местные и общее.
К обливаниям ребенка можно приступать лишь после того, как он привыкнет к процедуре общего обтирания. Но это не означает, что, приступив к обливаниям, следует забыть про обтирания. Вовсе нет. В течение дня можно найти время и для тех и для других закаливающих процедур. Обливания, как и влажные обтирания, начинаются с малого, постепенно, по мере адаптирования ребенка к процедуре, закаливающая нагрузка увеличивается. Сначала выполняются только местные обливания — обливания рук и ног; с течением дней местные обливания полностью замещаются общим обливанием.
Температура воды, используемой для начальной процедуры местного обливания — 28˚С. Продолжительность процедуры обливания — 20-30 секунд. Выдерживая эти условия, мама закаливает ребенка неделю; потом она понижает температуру используемой воды на 1-2˚С через каждые два дня; так постепенно она доводит температуру воды до 18-20˚С. Процедура местного обливания выполняется с помощью ручного душа или обычного ковша. С течением времени у мамы, конечно, появится некоторый опыт закаливания ребенка, но это не значит, что она может выполнять процедуры «на глазок», не контролируя всякий раз температуру воды с помощью термометра.
В плане закаливания организма, общее обливание эффективнее местных обливаний. Процедура общего обливания выполняется также с использованием ручного душа или ковша. В первые дни общие обливания ребенка делают водой температуры 35-36˚С; далее через каждые один-два дня температура воды понижается на 1-2˚С; продолжительность каждой процедуры — 1-1,5 минуты; так, постепенно температура используемой воды снижается до 28˚С; в дальнейшем снижении температуры воды нет необходимости.
Следует знать, что мочить ребенку голову во время общего обливания нельзя.Всякий раз по выполнении процедуры обливания ребенка нужно энергично растереть сухим полотенцем. Наиболее подходящее время для процедуры обливания — утро. Это время — всего несколько минут — должно быть зафиксировано в распорядке дня.
Ванны для ног.
Ванны для ног являются также весьма действенной закаливающей процедурой. Температура используемой воды вначале 35-36˚С; впоследствии через каждые один-два дня температура воды должна понижаться на 1-2˚С; продолжительность каждой процедуры 4-5 минут. Специалисты в области гигиены рекомендуют делать ванны для ног в утреннее время — лучше сразу после сна ребенка, когда у него ещё тёплые ножки; в это время достигается максимальный эффект от процедуры (расширенные периферические кровеносные и лимфатические сосуды под действием прохладной воды резко сужаются и выталкивают по направлению к центру застойную венозную кровь и лимфу; по окончании процедуры сосуды вновь расщиряются, и к тканям приливают свежие кровь и лимфа). Но ванны для ног вполне можно делать и в вечернее время; тогда они обретают не только закаливающее, но и гигиеническое значение.
Купание в водоёмах.
Мы имеем все основания назвать летнее купание в открытом водоёме наиболее эффективной закаливающей процедурой. Мощный закаливающий эффект обусловлен воздействием на организм ребенка сразу трёх закаливающих факторов — воздуха, воды и солнечных лучей; немалое значение имеет и то обстоятельство, что во время купания в открытом водоёме ребенок много и активно двигается.
Приступая к закаливанию ребенка посредством купаний в том или ином открытом водоёме, следует помнить о необходимых условиях.Температура воздуха должна быть 25˚С или выше; подходящая температура воды в водоёме для первых сеансов закаливания 23-24˚С. Продолжительность первых купаний 2-3 минуты; с течением времени продолжительность купаний доводится до 10 минут. После каждого купания обязательно растирание сухим полотенцем. Ребенок, привыкший к купаниям, может купаться в воде более низкой температуры — в воде 19-20˚С. Очень важно, чтобы купающийся ребенок активно двигался; движение как нельзя лучше согревает организм. Нельзя позволять ребенку купаться в ветреную погоду.
Закаливание солнечными лучами.
Нельзя упускать возможность закаливать ребенка солнечными лучами. Закаливающий эффект имеет место, в частности, под воздействием ультрафиолетовых лучей. В коже образуется довольно много пигмента, а также синтезируется витамин D. Последний играет очень важную роль в организме — без него невозможно нормальное формирование костей и зубов, поскольку этот витамин участвует в регуляции обмена солей фосфора и кальция; витамин D усиливает всасывание названных солей в кишечнике, стимулирует отложение этих солей в костной ткани; он же является специфическим антирахитическим фактором для детей.
Закаливание солнечными лучами следует начинать с осторожностью, в противном случае ребенок может получить солнечный ожог. Так как кожа у ребенка очень нежная, опасность ожога при неумеренном пребывании под солнцем весьма велика — много дольше, чем у взрослого человека. Cолнечные ванны рекомендуется начинать с нескольких минут пребывания под солнцем. Ежедневно продолжительность солнечных ванн нужно увеличивать на 2-3 минуты — с тем чтобы довести эту продолжительность до 30-45 минут и даже более.Всякий раз после сеанса закаливания солнечными лучами ребенок должен немного отдохнуть в тени, после чего он может приступать к водным процедурам — к влажным обтираниям, обливаниям или купанию в открытом водоёме.
Наиболее благоприятным временем для закаливания солнечными лучами являются утренние часы и начало дня — то есть время от 8.00 до 11.00 часов. В эти часы солнечные лучи содержат наибольшее количество закаливающих ультрафиолетовых лучей и наименьшее количество обжигающих инфракрасных лучей; кроме того, воздух в указанное время наиболее чист и наименее нагрет, содержит мало испарений.
Гигиеническая наука рекомендует принимать солнечные ванны через час-полтора после завтрака. Закаливать ребенка ультрафиолетовыми лучами можно не только в ясную солнечную погоду, но и в пасмурный день. Дело в том, что облака для ультрафиолетовых лучей — не преграда.
Выберете для своего ребенка приемлемые процедуры закаливания и вперёд! Закаливание ребенка повышает его стрессоустойчивость, что очень важно для здоровья, для адаптации к школе и детскому саду. Оценить достигнутые результаты родители могут на основе следующей информации:
- если ребенок болеет не летом, а зимой, можно предположить, что это происходит потому, что мы плохо закаливаем его зимой, так как в летний период ребенок часто бывает обнаженным, ходит босиком и т.д. и все системы терморегуляции тренируются;
- если же ребенок болеет и летом и зимой, то по отношению к нему нужно проявить гораздо больше внимания и терпения в течение года и не надеяться, что все ваши проблемы можно разрешить сразу, одним ведром ледяной воды. Но и в этом случае при определенной настойчивости родителей и педагогов результаты обязательно будут положительные.