Подготовка к школе
Ребенок старшего дошкольного возраста должен достаточно уверенно владеть следующими навыками:
- хорошо ходить; ребенок этого возраста ходит так же уверенно, как и взрослый человек; при ходьбе он наклоняет корпус вперёд; ходить ребенок может много, он уже выносливый; ходить он может и задом наперёд, и боком, и вприпрыжку, и на корточках;
- быстро и много бегать; во многих подвижных играх детей этого возраста задействуется бег;
- хорошо прыгать; ребенок довольно далеко прыгает вперёд — он может
перепрыгнуть небольшую яму или канаву; он может перепрыгнуть через ступеньку, поднимаясь по лестнице; он может перепрыгнуть через невысокую скамеечку; ребенок шести-семи лет может прыгать не только вперёд, но и назад, и в одну и в другую стороны; он может прыгать,отталкиваясь сразу обеими ногами или только одной ногой; - ходить по лестнице, не придерживаясь рукой за перила; ходит ребенок по лестнице уже как взрослый человек — ставя ногу на очередную ступеньку;
- демонстрировать хорошую подвижность; шести-семи летний ребенок любит игры, связанные с прыжками, бегом, с бросанием различных предметов; много времени ребенок этого возраста может проводить за играми; с мячом — его даже можно включить в состав семейной футбольной команды; можно поиграть с ребенком и в бадминтон;
- демонстрировать хорошее чувство равновесия; ребенок довольно уверенно может пройти по узкой дощечке или по бревну;
- демонстрировать хорошую ориентацию в пространстве; с закрытыми глазами ребенок может легко ориентироваться у себя в комнате; закрыв глаза, он без затруднений коснётся своего колена, носа или уха, лба и т.д;
- демонстрировать хорошую координацию движений: с довольно большого расстояния он набросит кольцо на гвоздик, довольно точно бросит мяч и весьма ловко его поймает;
- самостоятельно есть и пить; при этом пользоваться не только ложкой, но и вилкой; быть опрятным за столом: не пачкать пищей одежду, не ронять еду на пол, не пачкать стол;
- не только раздеваться, но и одеваться; аккуратно раскладывать снятую одежду, вешать её на плечики, убирать в платяной шкаф; завязывать шнурки; приводить в порядок свою обувь;
- наводить порядок в своей комнате; умываться, мыть руки с мылом, чистить зубы;
- самостоятельно причёсываться; однако ребенок этого возраста всё ещё не очень ловко пользуется расчёской с частыми зубьями; ему удобнее пользоваться при расчёсывании гребешком с редкими зубьями или массажной щёткой; косы первокласснице, однако, заплетает мама или старшая сестра; редкая девочка может в этом возрасте похвастаться умением заплести косы с лентами себе и сделать это с достаточной аккуратностью;
- аккуратно пользоваться унитазом; ребенок, живущий в сельской местности, в дачном посёлке, по-прежнему может пользоваться горшком; воспользовавшись горшком, ребенок сам его опорожняет и моет;
- сосредоточенно играть в одиночестве, хотя в компании других детей ему играть интереснее; играть в настольные игры и подчиняться правилам — причём порой довольно сложным; придумывать свои игры, разрабатывать свои системы правил — хотя ещё и весьма простые;
- знать довольно много букв и цифр; некоторые дети этого возраста уже умеют читать.
Уровень развития физических качеств вашего ребенка можно оценить по нормативам которые установили для участников городских комплексных соревнований «Старты надежд» (детское многоборье ГТО) проводимых Ст. Туровцевым в г. Снежинске Челябинской области.
Нормативы установлены как средне-статистический результат по каждому из видов спорта включенных в программу соревнований.
Вид спорта, упражнение | Дистанция | Нормативы | Показанный Результат | |
Мальчики | Девочки | |||
Коньки | 18м | 6 сек | 6,5 сек | |
Лыжи | 100м | 50 сек | 55 сек | |
Велосипед | 100м | 20 сек | 25 сек | |
Бег на дистанцию | 30м | 7 сек | 7,2 сек | |
Самокат | 30м | 9 сек | 10 сек | |
Прыжок в длину с места | — | 135 см | 130 см | |
Метание теннисного мяча | — | 13 м | 11 м | |
Кросс | 200м | 49 сек | 51 сек | |
Вис на перекладине | — | 16 раз | 12 раз | |
Плавание | 12,5м | 16 сек | 18 сек |
Отметьте результаты ребенка, даже если они показаны не на соревнованиях, не на уроках физкультуры, а при ваших семейных вылазках на стадион.
Оценка психомоторного развития ребенка:
(заполняют родители)
Возраст | Ведущие линии развития | Показатели развития | НАВЫК наличие (+) отсутствие (-) |
6-7 лет | Моторное развитие | Может быстро перестраиваться во время движения, равняться в колонне, шеренге, круге. | |
Может выполнять ритмические движения в указанном темпе. | |||
Может кататься на лыжах, коньках, самокате, трехколесном велосипеде. | |||
Учиться плавать без поддержки, играть в бадминтон, теннис. | |||
Хорошо умеет работать с разными материалами — бумагой, картоном, тканью. | |||
Вдевает нитку в иголку, пришивает пуговицы. | |||
Может пользоваться пилой и молотком | |||
Сенсорное развитие | Правильно называет простые и сложные геометрические формы. | ||
Правильно указывает основные различия геометрических форм (фигур). | |||
При рисовании правильно использует не только цвета, но и оттенки | |||
Умственное развитие | Владеет прямым и обратным счетом в пределах 10, решает простейшие задачи на сложение и вычитание. | ||
Дифференцирует количество независимо от формы, величины: обобщает методом исключения, мотивирует. | |||
Четко устанавливает причинно-следственные связи, выделяет существенное звено. | |||
Владеет большим запасом слов, речь грамматически оформлена, знает буквы, читает слоги. | |||
Игровая деятельность | Создаёт план игры, совершенствует ее замысел, предпочитает групповые игры. | ||
В процессе игры обобщает и анализирует свою деятельность. | |||
Игра может продолжаться в течение нескольких дней. | |||
Отдает предпочтение групповым играм. | |||
Поведение | Испытывает сложные моральные переживания за свои и чужие поступки. | ||
Способен критически анализировать черты характера и взаимоотношения людей. | |||
Первым здоровается со взрослым, благодарит, уступает место, бережно относится к вещам. | |||
Навыки | Выполняет индивидуальные поручения, формируются трудовые навыки — убирает комнату, ухаживает за цветами. | ||
Способен критически анализировать черты характера. | |||
Мальчики умеют пользоваться молотком, пилой, рубанком. |
В шесть или семь лет отправлять ребенка в школу?
На этот вопрос родители должны сами дать себе ответ. Среди педагогов на этот счёт единого мнения нет; одни полагают, что и шестилетний ребенок вполне зрел для того, чтобы начать усваивать школьную программу; другие считают, что оптимальным возрастом для начала обучения в школе является семилетний возраст.
Думается, что решение нужно принимать в индивидуальном порядке.
При принятии решения должны учитываться такие важные моменты, как физическое развитие ребенка, его психическое развитие (уровень подготовленности), способность к общению, характер, темперамент и пр.
Очень большое значение имеет состояние здоровья ребенка.
Если дошкольник не отличается очень хорошим физическим и психологическим развитием, если он не контактный, явно застенчив, боязлив, если страдает каким-либо хроническим заболеванием, часто простужается, то, конечно же, не рекомендуется отправлять такого ребенка в школу в шестилетнем возрасте. Ребенок, который воспитывался дома, было бы неплохо походить последний, оставшийся до школы год в детский сад; здесь ребенок, развиваясь в коллективе, немножко окреп бы в физическом отношении (обрёл соответствующие возрасту практические навыки и знания) — всё это подготовило бы его к школе, помогло легче адаптироваться к условиям школы. Болезненному ребенку рекомендуется посвятить последний год перед школой оздоровлению организма; мама должна поговорить об этом с участковым педиатром, который изыщет возможность направить ребенка на лечение в тот или иной детский санаторий.
Но если шестилетний малыш неплохо развит физически, имеет хороший характер, легко контактирует с другими детьми и в детском коллективе — как рыба в воде (посещал детский сад), без проблем обслуживает себя если он дружен с книжками и букварём, знает все буквы и умеет считать, если ребенок болеет не чаще других детей, то он вполне может начинать осваивать школьную программу.
Внимание! Если ваш ребенок не посещает детский садик, то за год перед «походом» в школу вы должны внести изменения в режим дня ребенка приблизив его к школьному режиму. Подъём — 7.00. Выполнив комплекс физических упражнений, покончив с гигиеническими процедурами и позавтракав, ребенок буд-то бы отправляется в школу — он садится за подготовленный в маминой комнате или в папином кабинете стол, и мама даёт ему то или иное несложное задание; ребенок это задание выполняет.
После получасового первого «урока» следует перерыв на 15 минут, и затем начинается второй «урок» — также на полчаса; ребенок выполняет какое-нибудь другое задание мамы. При выполнении задания ребенок разговаривает с мамой, причём мама должна стремиться к тому, чтобы больше говорил ребенок, а не она сама. Наконец, занятия в «школе» закончены, и ребенок может погулять. Затем следует обед, послеобеденный отдых, полдник, выполнение «домашнего задания» — уже за тем столом, который стоит в детской комнате.
После таких изменений в распорядке дня ребенку будет гораздо легче привыкнуть к распорядку дня младшего школьника.
Можно ли самостоятельно оценить уровень подготовленности ребенка к школе?
Иные родители, посматривая критически на своего старшего дошкольника, пытаясь сравнить уровень его психического развития с уровнем развития других детей, пробуют ответить себе на вопрос — достаточно ли их ребенок подготовлен для того, чтобы ходить в школу? Отвечать-то они себе как-то отвечают и делают выводы, но полной уверенности в правильности ответов и выводов у них нет, поскольку, не будучи специалистами в областях педагогики и детской психологии, они не знают, какие конкретно моменты или особенности воспитания, какие стороны психического развития должны ими оцениваться и каким способом. Постараемся немного помочь родителям.
Ребенок считается достаточно подготовленным к школе, если умеет:
- уверенно сосчитать до ста; также — назвать числа от ста в обратном порядке;
- достаточно быстро перерисовать печатными буквами несколько простых слов; мы здесь не случайно употребили термин «перерисовать» — писать ребенок этого возраста, как правило, ещё не умеет, редкие дети осваивают эту науку самостоятельно;
- из массы различных геометрических фигур выбрать и назвать квадраты, треугольники, круги;
- правильно рассортировать геометрические фигуры на маленькие, средние и большие;
- из ряда геометрических фигур удалить лишние — например, мама раскладывает перед ребенком пять-шесть кружков и один треугольник, и ребенок должен сообразить, что треугольник в ряду кружков — лишний; если объяснит почему — просто прекрасно;
- найти отличия на двух рисунках, которые на первый взгляд кажутся
одинаковыми. Ребенок может считаться достаточно подготовленным к школе,
если правильно ответит на такие вопросы: - как одним словом можно назвать следующие предметы: брюки, рубашка, платье, майка, шорты, куртка?
- как одним словом можно назвать следующие предметы: стол, стул, кровать, диван, шкаф?
- как одним словом можно назвать следующие предметы: молоток, плоскогубцы, пила, отвёртка?
- как одним словом можно назвать следующие предметы: чашка, тарелка, чайник, блюдце?
- какие из ниженазванных животных живут в лесу: овца, лиса, лошадь, волк, медведь, собака, корова, лось?
- если говорят, что папа провожает Алешу, то кто из них уезжает?
- если говорят, что Петя ударил Сережу, то кто из них драчун?
- если говорят, что Катя идет за Наташей, то кто из них идет впереди, а кто позади?
- какой смысл вкладывается в выражения «красна девица», «добрый молодец», «золотые руки», «золотое сердце»?
Можно сказать, что ребенок подготовлен к школе достаточно, если он правильно выполняет следующие команды: - подними левую руку, подними правую руку;
- положи левую руку на правую;
- повернись налево, повернись направо;
- правой ногой наступи на левую ногу;
- возьмись правой рукой за левое плечо и т.д.
Освоение новых навыков перед школой.
Ребенок, с которым мама или папа постоянно занимаются, навыки которого активно совершенствуют — вместе рисуют и раскрашивают, вместе занимаются лепкой, вырезанием фигурок из бумаги и картона и т.д. — может считаться неплохо подготовленным к занятиям в школе. Родители могут быть совершенно уверены в готовности ребенка ходить в школу, если он посещает детский сад — опытный воспитатель в группе помогает детям освоить все необходимые навыки. Но если ребенок не посещал детский сад и по каким-то причинам не владеет навыками, которые ему
очень пригодились бы в школе, мама и папа должны с таким ребенком поработать.
Чтобы облегчить нелегкий для ребенка период привыкания к школе, рекомендуется научить его:
- правильно сидеть за столом;
- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;
- следить за положением локтя во время письма или рисования, локоть должен иметь опору, находиться на столе, а не оставаться на весу;
- пользоваться ножницами;
- пользоваться канцелярским клеем;
- правильно обращаться с пластилином, с пластилином ребенок, вероятно, играет давно, но не исключено, что он не знает правил лепки; нужно научить ребенка пользоваться специальной дощечкой для лепки и шпателем, нужно научить его аккуратному обращению с пластилином — чтобы после сеанса лепки не отчищать пластилин от стола, пола и ближайшей стены; нужно приучать ребенка, занимающегося лепкой, периодически смачивать руки водой из специально поставленного на столе стаканчика;
- следить за порядком на рабочем месте.
Ребенку в школе легче будет постигать непростую науку письма, если мама заранее преподаст ему несколько уроков, если научит выводить в тетрадке чёрточки (с наклоном и без наклона), крючочки, галочки, кружочки и др. Время от времени пусть дошкольник практикуется в таком письме — например, всякий раз, когда мама играет с ним в «школу». Но!
Переучиваться куда труднее, чем учиться. Поэтому если мама не чувствует уверенности в деле преподавания, у неё самой плохой почерк, то лучше не пытаться «учить» ребенка. Письму должен обучать специалист, поскольку навык формируется на всю жизнь.
Запомни скороговорки, повтори по памяти:
• У маленькой Сани перевернулись сани. Теперь у Сани новые сани…
• Кипи, кипи, кашка, пока придет Ивашка.
• Наш Гаврил бульон варил. Суп кипел и пар валил, будет супчик есть Гаврил.
• На дворе трава, на траве дрова. Не руби дрова на траве двора.
• Шла Саша по шоссе и сосала Саша сушку.
• Четыре чёрненьких чумазеньких чертёнка чертили чёрными чернилами чертёж.