Средняя школа
Среднее образование бывает среднее общее и среднее профессиональное, которыми занимается целое министерство. Поэтому не будем лезть в его епархию, а обратимся к тем, кого учат, кто в будущем должен стать здоровым человеком, квалифицированным специалистом, создать свои семьи, готовым взять на себя всю полноту ответственности, стать надеждой и опорой страны.
Переходный возраст, подростковый кризис, пубертатный период и всё это на одного маленького ещё человечка, едва закончившего начальную школу и перешедшего в пятый класс средней школы. Для родителей подростковый возраст — это кризис воспитания: приходится заново узнавать своего ребенка, адаптироваться к изменениям его личности, находить новые подходы к общению. Но и для ребенка это тоже кризис — он меняется и на физическом, и на психоэмоциональном уровне, и не понимает, что с ним происходит. Попробуем с этим разобраться. И начнём с коры головного мозга. Ведь там происходят судьбоносные изменения.
Лимбическая система наиболее древняя структура мозга, развивалась и развивается вместе с эволюцией человека и играет важную роль в регуляции эмоций, памяти и мотивации. Она состоит из нескольких структур мозга, включая гиппокамп, миндалину, гипоталамус и другие. Гиппокамп участвует в формировании новых впечатлений, воспоминаний, переходе их в долговременную память и связь с неокортексом. Миндалина связана с обработкой эмоций, особенно страха и агрессии. Гипоталамус контролирует многие автоматические функции организма, такие как температура тела, голод, жажда и сексуальное поведение.
Неокортекс, или новая кора головного мозга отвечает за рациональное мышление, принятие решений и социальные связи. Она присуща только человеку. У остальных млекопитающих она в зачаточном состоянии.
Лимбическая система первична, активно использует нейромедиаторы, такие как дофамин, серотонин и норадреналин, для передачи сигналов между нейронами. Эти нейромедиаторы играют ключевую роль в регулировании настроения, мотивации и поведения. Например, низкий уровень серотонина связан с депрессией, а высокий уровень дофамина может привести к ощущению эйфории.
Кроме того, лимбическая система взаимодействует с эндокринной системой через гипоталамо-гипофизарно-надпочечниковую ось. Это взаимодействие позволяет мозгу контролировать выработку множества гормонов, таких как кортизол, адреналин и др., которые определяют реакцию организма на стресс и другие эмоциональные состояния.
Дофамин отвечает не только за поиск удовольствия, а еще за интерес и любопытство. В норме дофамин помогает нам учиться, запоминать самую различную информацию, становиться профессионалами, радоваться мелочам. Последствия сбоев в работе дофаминовой системы могут быть очень плачевными – это прежде всего все известные зависимости – алкоголизм, курение табака, наркомания, расстройство пищевого поведения, игровая зависимость. Всему этому подвержены люди, у которых в работе системы происходит сбой.
Лимбическая система первична. Она зародилась тогда, когда у организма были всего две эмоции: голод и страх, хватать или прятаться. И всегда для выживания организма требовалась достоверность и объективность информации, полученной из окружающей среды, чтобы он мог принимать адекватные действия. Неокортекс вторичен, называется разумом, развивается вместе с обществом и несёт печать культуры общества. Лимбическая система, как и прежде, не приемлет лжи. Неокортекс рационален, допускает ложь, жаден, хитёр и агрессивен. Он оперирует выгодой, пользой поступка, приносящих индивиду удовольствие, деньги и власть.
Декарт и энциклопедисты, на заре буржуазной революции славили Разум, считая, что свободный рациональный Разум расставит всё на свои места. (Помните, что нам говорили про Рынок?) Но уже тогда Ф. Бэкон говорил, что «Человеческому разуму надо придать не крылья, а скорее свинец и тяжести, чтобы они сдерживали всякий его прыжок и полет».
Виктор Франкл, профессор психологии Венского университета, чья обязанность была убирать пепел сожжённых в концлагере Аушвиц, сидя в карцере концлагеря лишённый света, пищи, одежды и свободы, не зная, что с ним будет завтра, открыл фундаментальный закон то, что он назвал «последней человеческой свободой». Фундаментальный принцип человеческой природы: что человек не собака Павлова и между раздражителем и реакцией он имеет свободу выбора. Свобода выбора содержит внутри себя те уникальные качества, которые делают нас людьми. Помимо самосознания мы обладаем воображением – способностью создавать что-либо в уме независимо от окружающей действительности. Мы обладаем совестью – глубоким внутренним осознанием того, что правильно, а что нет, принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют. И, кроме того, мы располагаем независимой волей – способностью действовать, опираясь на самосознание, воображение и совесть независимо от всякого влияния извне.
А, что нового открыл Виктор Франкл? То, что миллиарды лет диктует организму лимбическая система, созданная эволюцией генов и опытом миллиардов лет, не приемлющая лжи? Полностью взявшая на себя управление жизненными процессами организма, предоставив ему единственную доступную ему свободу – свободу выбора в деле обеспечения организма жизненными ресурсами и сохранения жизни.
Самосознание, как обязанность, пользуясь свободой выбора, кормить, беречь себя, удовлетворять свои инстинкты? Во многом оно регулируется инстинктами, определяющими экологическую нишу, кормовую базу и характер поведения животного. В разной степени оно есть у всех животных. В трудное время они собираются в стаи, признают вожаками наиболее сильных и решительных. Соперничают в борьбе за пищу, за власть в стае и за самок.
Воображение, как причинно-следственная связь? В разной степени это тоже присуще всему живому. Иначе невозможно было бы добывать пищу, приручать или дрессировать животных.
Совесть – внутреннее осознание того, что правильно, а что нет, овладение принципами поведения и ощущением того, насколько наши мысли и поступки им соответствуют? Это тоже присуще всему живому. Все мы знаем, как выглядит нашкодивший кот и виноватая собака. У биолога Ясона Бадридзе, жившего в волчьей стае, в силу его слишком частых командировок в лес ушла жена. И у него появилась новая женщина. Волки, животные чуткие и моногамные, создающие семьи на всю жизнь, этого не одобрили. Они, высоко ценившие Ясона за удивительную способность договариваться с егерями, после того как он сменил женщину, долгое время своим видом показывали ему, что таким прохвостам нет места в приличной стае.
Независимая воля – способностью действовать, опираясь на самосознание, независимо от всякого влияния извне? Это жизненная энергия, позволяющая делать выбор и принимать решения. Она присуще всему живому.
Так, что лимбическая система, созданная генами и опытом миллиардов лет, не приемлющая ложь – это наше внутреннее подлинное Я, наша внутренняя свобода. Наше подлинное Я — лимбическая система с её нейрогуморальной системой регуляции мозговой деятельности, для нормального функционирования всех систем организма требующая достоверной информации от окружающей среды, и неокортекс с его центральной нервной системой, допускающие ложь, хитрость и обман, находятся в постоянном конфликте. Отсюда все расстройства и болезни организма: ожирение, диабет, сердечно-сосудистые и пр. психосоматические заболевания.
Но есть и хорошие новости. Для этого возьмите ракетку и сыграйте партию в настольный теннис. Вы увидите, как в условиях, где есть цель и нет лжи, дружно взаимодействуют лимбическая система и неокортекс. В течение долей секунды требуется получить достоверную информацию о траектории полёта шарика, рассчитать место куда надо переместить своё тело, переместить его, определить под каким углом надо подставить ракетку в нужном месте и в нужный момент, выработать стратегию и силу удара. И эту задачу совместно решают лимбическая система и неокортекс в доли секунды на основе достоверной информации выполняющие точный расчёт, принимающие адекватные решения, раздающие приказы системам и мышцам организма, нацеливая их на победу. На радость, удовольствие и торжество победителя.
Этого-то и требуют от вас ваши гены, лимбическая система и сама жизнь. Но поддавшись на соблазны неокортекса ориентированного на выгоду, допускающего фальшь и ложь в попытках превратить их в доход и прибыль, вы расшатываете единство своей нервной системы. И даже, если достигнете своей промежуточной цели, то обесцените удовольствие, радость жизни и торжество победителя. А без этого никак! Всего дофамина мира не хватит вам, чтобы компенсировать свою потерю.
Итак, ложь не только мать всех пороков, но и источник всех психосоматических болезней. Поэтому прежде, чем идти под нож к хирургам или к диетологам лечить, например, ожирение, попробуйте прожить без лжи хотя бы день. Месяц. Год. Всю жизнь. Честность – она, конечно, важна сама по себе. Но она лишь часть цельности. Цельность характера включает честность, но она гораздо шире этого понятия. Быть честным – это говорить правду, обеспечивать соответствие ваших слов реальности. Быть цельным – это обеспечивать соответствие реальности вашим словам, то есть выполнять обещания и оправдывать ожидания.
Чтобы иметь цельный характер, быть самим собой, требуется единство как с самим собой, так и с реальностью жизни. Если вы ограничите власть неокортекса, откажетесь от лжи, будете жить в соответствии со своими ценностями, то ваше самоощущение себя как личности, чувство собственной цельности, способность к самоконтролю и наличие внутренних ориентиров вселит в вас бодрость и спокойствие. Вы станете оценивать себя изнутри, а не по мнениям окружающих или сравнением себя с другими. Станете самим собой, будете жить в согласии со своим внутренним Я, перестанете дёргать лимбическую и нейрогуморальную системы, предоставляя им возможность выполнять свои функции наиболее эффективно. Найдёте возможность позволить себе жить полноценным здоровым образом жизни.
А ложь она, как мафия, подобна скользкой гидре, бессмертна и повсюду, где есть то, что называется «культурой»! В комиксах, книгах, кинофильмах, интернете, в обещаниях политиков, во вредных привычках. Льётся из телевизора и телефона. Из каждого утюга. В обманах, бытующих среди близких, внутри семьи, в самообманах. Тем не менее сохраняйте своё Я, своё лицо, свою цельность. Будьте открытыми и честными с самим собой и с другими людьми. Для этого избегайте людей и ситуаций, которые могут спровоцировать вас на ложь. Если вы знаете, что можете попасть в такую ситуацию, то лучше заранее подготовиться и придумать правдивый ответ. Учитесь слушать других людей и доверять им, реагируя на неправду. Если вы чувствуете, что кто-то говорит неправду, то попросите его объяснить свои слова или дать доказательства своих утверждений. Развивайте свою способность к самоконтролю и дисциплине. Это поможет вам избежать ситуаций, когда вы можете говорить неправду.
Гены в процессе эволюции жёстко конкурируют друг с другом и выживают только сильнейшие, наиболее приспособленные к окружающей среде. И в долгосрочном плане, организм с расшатанной лимбической системой отравленной обилием ложной информации об окружающей среде, поставляемой центральной нервной системой и неокортексом, допускающими ложь, обречён на поражение. Даже, если он доживёт до седых волос, то отвечать придётся потомкам. Они выпадут в «генетический осадок». Их генетическая линия прервётся. И через тысячу лет из миллиардов мужчин, населяющих сейчас планету, останутся потомки не более тысячи из них. Их пропуском в будущее будут трудолюбие, цельность характера и здоровый образ жизни.
Удивление
В подростковом возрасте на фоне выработки половых гормонов ребенок физически меняется: черты лица, голос, строение тела, формируются вторичные половые признаки. При этом изменения происходят постепенно, но достаточно быстро: тело постоянно растет и трансформируется. Увеличение костной массы идет настолько интенсивно, что другие системы часто не успевают за ней. Это сказывается на самочувствии, в частности, отражается на других органах и системах:
Сердечно-сосудистая система не способна вполне обеспечивать увеличившуюся массу тела. У подростков может диагностироваться тахикардия и гипотония.
Головной мозг. Действие также связано с возможным недостаточным кровоснабжением коры головного мозга, что может сопровождаться потемнением в глазах, обмороками. Ребёнку сложнее концентрироваться, усваивать информацию, а это сказывается на его эмоциональном состоянии.
Внутренние органы. Перестройка скелета под действием гормона роста может отражаться на здоровье органов брюшной полости — могут проявляться боли при интенсивной физической нагрузке.
Это удивляет и пугает ребёнка. На этапе пубертата существенно меняются обстоятельства его бытия и его деятельности, что ведёт к необходимости преобразования психических процессов, ломке старых, ранее устоявшихся форм взаимодействия со сверстниками и взрослыми лицами. Учебная деятельность осложняется повышенными требованиями, увеличением нагрузки, появлением новых предметов, которые необходимо систематически изучать. Всё это требует от психических процессов более глубокого уровня: основательных обобщений и аргументированных доказательств, понимания абстрактных связей между объектами, выработку отвлечённых понятий.
Нарушается работа мозга: каждую секунду у подростка исчезают около 30 тыс. синапсов мозга (контактов между нервными клетками), и на их месте формируются новые. На этом фоне может нарушаться память и концентрация внимания, поэтому ребенок может испытывать трудности с учебой и стыдиться повышенной рассеянности.
Меняется отношение окружающих: на изменения во внешнем виде обращают внимание родственники, друзья, одноклассники, учителя. Ребенок сталкивается с повышенным интересом к тому, что удивляет, пугает и раздражает его самого. Он может терпеть и насмешки окружающих. Поэтому подросток вынужден постоянно адаптироваться к «новому себе» — и на физическом, и на психологическом уровне.
Отчуждение
В младших классах наше чадо было белым и пушистым птенцом, милым и послушным ребёнком, училось читать, писать, считать, рисовать, овладевало знаниями, приобретало навыки, тренируя внимание, память и воображение. Училось совести — внутреннему осознанию того, что правильно, а что нет. Вместе с опытом и знаниями росло и самосознание – осознание того, что только Я являюсь отдельным уникальным существом и только Я отвечаю за свою жизнь и своё непонятное будущее.
Маленькие философы они уже понимают, что с новыми знаниями появляются новые горизонты, новые возможности. Открывается новый огромный и непонятный мир, который страшит их, завораживает и манит. Они хотят найти своё место в этом иллюзорном мире. Для этого надо реализовать свою независимую волю — способность действовать самостоятельно, опираясь на самосознание, воображение и совесть независимо от всякого влияния извне. Чтобы реализовать ту единственную свободу, дарованную нам генами – свободу выбора. И появляется соблазн использовать эту данность сполна, создать свой мир, свою картину мира, найти в ней своё место, понять свою миссию в этом мире. Грандиозная задача, решить которую дано не многим.
Гены, создавшие организм, тоже не бездействуют. Им требуется человек победитель, сполна реализующий данную ему свободу выбора. В мозге существует уникальный тип клеток — нейроны. Мысли, чувства, движения и настроения — это не более чем общающиеся между собой нейроны (серое вещество), посылающие электрические сообщения друг другу. Для передачи сообщений от нейрона к нейрону существуют проводники, именуемые аксонами, покрытые изоляцией – миелином (белое вещество). Миелин сохраняет импульс и повышает эффективность передачи нервных импульсов в мозгу. У подростков белое вещество только формируется — этот процесс заканчивается к 30 годам.
Завершающий этап развития лобных долей мозга, префронтальной коры, приходится на подростковый возраст. Префронтальная кора отвечает за произвольную регуляцию сложных форм психической деятельности, включая выбор необходимой информации, формирование программ деятельности и контроль за их протеканием. Эта область мозга вовлечена в планирование сложного целенаправленного поведения, проявление личности, принятие решений и регулирование социального поведения. Основным назначением префронтальной области является согласование мыслей и действий в соответствии с внутренними ценностями и целями. Эти функции являются ключевыми для нормального функционирования нервной системы и обеспечения процессов мышления.
Интенсивное развитие серого вещества префронтальной коры головного мозга, образование новых электрических связей между нейронами в условиях дефицита изоляции (белого вещества – миелина) приводит к пробою изоляции и образованию неожиданных связей между нейронами. Что, наверное, входит в планы генов по тренировке подвижности нервной системы организма, но очень нервирует подростка. Подросток реагирует на нелогичность своих мыслей и поступков тревогой и страхом, что приводит к дефициту серотонина и дофамина, отвечающих за удовольствие.
Необузданная и чрезмерно энергичная незрелая миндалина-амигдала, связанная с обработкой эмоций, в частности страха и агрессии, определяющая выбор поведения «бей или беги», в условиях дефицита дофамина, даёт простор эмоции гнева. Миндалина играет важную роль во взрывном поведении подростков. Это частично объясняет те истерики, с которыми сталкиваются родители, когда говорят «нет» своим детям. Гнев, порождённый страхом, обращается на близких – родителей, тех кто способен сказать: нет. Незрелая миндалина с нестабильно работающей лобной долей мозга подростка, создают «коктейль», грозящий ребёнку постоянно существовать на грани катастрофы.
На этом этапе подросток подвергает сомнениям авторитет близких родственников и пересматривает своё отношение к ним, пытается нащупать свое собственное «Я» и его границы. Личные потребности и желания выходят на первый план, становятся более яркими и значимыми. При этом его стрессоустойчивость снижается, потому что собственный мозг «работает против него», что связано не только с половыми гормонами.
Поиск себя
Подросток продолжает отдаляться от родителей. Он глубоко уходит в самоизучение, и этому способствует обострившаяся эмоциональность. В период пубертата перед подростком встают следующие задачи: обретение самостоятельности и независимости, формулировка жизненных целей и планов, принятие на себя ответственности за свои решения и поступки. Отсюда повышенный интерес к искусству, поиск своего героя в книгах, фильмах, сериалах, в классической музыке, среди идолов поп музыки и др., который поможет ему разобраться в новых чувствах. Он рисует свою картину мира, ищет в ней своё место, своё внутреннее подлинное Я, которое не терпит лжи и основано на достоверной информации. Он максималист-идеалист зорким глазом молодого сокола выискивает проявление лжи у родителей, учителей, недавних авторитетов.
Но несмотря на свой протест он ещё прочно связан с родителями на бытовом и эмоциональном уровне. Иногда он пытается идти на компромисс, рассматривая любой компромисс, как потерю части своей самости. Иногда ребенок хочет близости и тянется к родителям за поддержкой, но не получая чувства принятия и базового уважения, отдаляется вновь. Такой исход чреват холодными и проблемными взаимоотношениями в будущем. Родителям необходимо понять главное, что наибольшее влияние на становление подростковой личности оказывает именно их жизнь, привычки, манера общения, взаимоотношения в семье. Если в семье бытуют ссоры, неуважение супругов друг к другу, упрёки, враньё, то пользы от нравоучений, как нужно жить правильно, будет ноль целых ноль десятых. И им не будет места в его картине мира!
Нет, чувствуя свою зависимость от родителей, время от времени он идёт на компромиссы, каждый раз теряя часть своей самости. И кончается это тем, что из максималиста-идеалиста, пытающегося жить по законам правды, добра и справедливости, получается обыкновенный конформист, принявший все пороки окружающего мира. Каких большинство в этом мире. У которых лимбическая система ещё на раннем этапе становления личности подчинилась неокортексу.
Бывает и хуже, когда ребенок, опекаемый строгими родителями, склонных «запрещать и не пущать», полностью отказывается от сепарации и «застревает» на более раннем уровне психологического развития. Он подстраивается под их волю, не перечит родителям, не подвергает их авторитет сомнениям, выполняет все их указания, никак не проявляет своего «Я» — становится «послушным и удобным» ребенком. Боится принимать самостоятельные решения, не может строить собственную жизнь. Став взрослыми, инфантильные дети остаются детьми – избегают ответственности, у них низкая эмоциональная устойчивость, ими руководят детское стремление к удовольствиям и полное отсутствие оценки последствий своих действий.
Бунт
В поисках собственного Я подросток прощупывает личные границы окружающих, чтобы выделить собственное «Я» и понять новые возможности. И в этом ему отчасти помогает повышенная агрессивность: так проще настроить и удержать дистанцию, получить повод для символичного «отрыва» от родителей. Но если подросток чувствует, что родители не замечают и не признают изменения в его личности, он может перейти к более откровенному бунту, начинает использовать явные и опасные «атрибуты взрослости»: уходит из дома, совершает антисоциальные поступки, пробует сигареты, алкоголь или наркотики.
На этом этапе ребенок особенно остро критикует родительский авторитет, примеряет на себя незнакомую роль «взрослого», и делает это при помощи весьма болезненных для родителей инструментов: перестает слушаться, атакует любые требования, объявляет бойкоты.
Отложенный бунт
Несмотря на внешнюю агрессивность, подросток все еще эмоционально зависит от родителей. Ему самому страшно и тревожно, он чувствует себя беспомощным. Поэтому демонстративный бунт может сменяться эпизодическим возвратом к более раннему возрасту. Подросток пробует сближаться с родителями, ищет у них поддержку и принятие. На фоне страхов и неуверенности ребенок может отказаться от дальнейшего отдаления от родителей — особенно, если воспитывается строгими и склонными к гиперопеке родителями. Он начинает подстраиваться под их волю, не подвергает их авторитет сомнениям, не идет на конфликт и никак не проявляет свое «Я» — становится «послушным и удобным» ребенком.
В этом случае родителям кажется, что им повезло, и «подростковый бунт» обошел их стороной. Но затягивание сепарации очень опасно для полноценного развития личности и может стать причиной будущих проблем.
Отсроченный кризис. Ребенок снова возвращается к теме сепарации, но уже в 17–18 лет или позже. В норме к этому времени он уже должен решать более серьезные задачи, вооружившись пониманием своего «Я» и умением контролировать его проявления. Но вместо того, чтобы сконцентрироваться на учебе и социализации, строить планы на будущее, подросток начинает «бунтовать». И это опасно, потому что он уже достигает возраста совершеннолетия и имеет больше возможностей для «бунтарства»: покупка сигарет и алкоголя, личный заработок на наркотики, беспорядочные половые связи и т. д.
Стая
Строя своё Я подростки оценивают себя под углом того, как, по их мнению, их оценивают другие люди, сопоставляя это представление с собственным образом самого себя и со своими идеалами. Таким образом, наравне с возрастающей потребностью расти интеллектуально, у подростка возрастает потребность в формировании отношения к самому себе. В соответствии с опытом, который приобретает подросток, и теми качествами, которыми наделяют его окружающие, его «автопортрет» постоянно дополняется, изменяется, меняя отношение к самому себе. И решающую роль в формировании отношения к себе играет его отражение в глазах значимых людей. Это позволяет подростку оценивать себя со стороны, а оценить себя – это значит рассмотреть себя внутри некоей общественной группы.
В природе в трудных и критических ситуациях, когда животным становится тревожно, они собираются в стаю. Стаи лососей собираются в море и, преодолевая течение и водопады, стремятся в верховья рек, в которых они родились. Чтобы дать начало новому поколению. В стаи собираются птицы перед отлётом на юг. Волки зимой, чтобы сообща охотиться. Саранча, чтобы осваивать новые пространства. Тепло коллектива и коллективный разум рождает вожаков, действия которых направлены на сохранение популяции.
Так и подросток ищет чувства принадлежности: он ищет группу единомышленников, которые его примут, хочет стать частью чего-то большего, чем он сам. Через социальную группу подросток познает себя, формирует свои интересы, жизненные ценности и приоритеты. Отсюда острая потребность в «своей компании» не таких как все, интерес к субкультурным движениям, поиск кумиров и т.д.
Для этого этапа характерно познание себя не только через группы, но и через близость с отдельными людьми. Если ребенок не получает на этом этапе поддержку от сытых и самодовольных родителей, он ищет себе другую «опорную фигуру». Ею может стать учитель, тренер, наставник, более старший друг. Но есть и риск того, что «авторитетом» станет корыстный манипулятивный человек. В этом плане интересна судьба «детского крестового похода» XIII в., где 30 тысяч подростков, покинувших свои дома вопреки воле родителей и короля, собрались в Марселе, чтобы отправиться в Палестину освобождать Гроб Господень от мусульман. «Авторитеты» погрузили их на корабли и отправили … в Алжир, где продали в рабство мусульманам. Ничего личного! Только бизнес!
Курение, употребление алкоголя или эксперименты с наркотиками — все это подростки совершают не в одиночку, а в группе. Чтобы ваш ребёнок не попал в зависимость от асоциальных групп, не попал под влияние плохих друзей и вредных привычек надо уважать его естественное право выбора, его свободу выбора, поддерживая и помогая развивать их. Следить, чтобы ребёнок помимо школы всегда был в группе сверстников, в команде хоккеистов, футболистов, танцоров, художников, ребят разных видов активной деятельности, занятых любимым делом, нацеленных на успех, на победу. И любить его! Любить тем больше, чем меньше он этого заслуживает. Ведь ваш ребёнок болен. Болен пубертатом — становлением своей личности.
Только так мы можем воспитать цельную социально адаптированную личность, трудолюбивую, ведущую здоровый образ жизни. Ещё одно хорошее решение — иметь большую дружную семью, где старшие дети служат не только примером для младших, но и учат их размышлять, причем, вслух. Учат не бояться высказывать свои мысли, делиться сомнениями. Задают им массу вопросов, типа: а что ты чувствуешь? А что ты об этом думаешь? А почему, ты так поступил? А почему он так на это отреагировал? И т.д.
Все мы приходим и уходим, живём лишь только раз и совершаем множество ошибок на которых должны учиться. И единственный ребёнок главная и непоправимая ошибка нашей жизни.
И с миелином тоже нельзя ни шутить, ни отмахиваться. Ведь процесс миелинизации заканчивается к тридцати годам, а в шестьдесят начинается процесс демиелинизации, характеризующийся распадом миелина — изоляции нервных волокон. И, возможно, через эту ухудшающуюся изоляцию аксонов, в этот пролом логических связей, к вам начнут ломиться не званные гости Деменция, Паркинсон и Альцгеймер. И тогда единственной надеждой и опорой для вас будет любовь и поддержка ваших детей. Которую, надеюсь, Вы честно заслужили.
Всё проходит! И пубертатный период тоже. «Когда мне было четырнадцать, мой отец был так глуп, что я с трудом переносил его; но, когда мне исполнился двадцать один год, я был изумлен, насколько этот старый человек поумнел за последние семь лет». — говорил Марк Твен